Информационное общество теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты: увеличение роли информации знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей занятых информационными технологиями коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии радио...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Лекция №3
Тема: Информационное общество. Его характеристики.
Информационное общество теоретическая концепция постиндустриального общества ; историческая фаза возможного развития цивилизации , в которой главными продуктами производства становятся информация и знания .
Отличительные черты:
- увеличение роли информации , знаний и информационных технологий в жизни общества ;
- возрастание числа людей , занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте ;
- нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
- создание глобального информационного пространства , обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Характеристики информационного общества по следующим критериям .
- Технологический:
ключевой фактор информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
- Социальный : информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
- Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
- Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
- Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
Говоря об информационном обществе, оно рассматривается как ориентир, тенденция изменений в современном обществе.
Изменения информационного общества:
- структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы ;
- возросшее осознание важности информации и информационных технологий;
- растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;
- широкое распространение компьютеров и информационной технологии;
- развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;
- поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций,
- широкое распространение компьютерных вирус ов и вредоносных программ по всему миру.
PAGE 1
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
7152. | Информационное общество. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением | 14.48 KB | |
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Автоматические и автоматизированные системы управления Принято различать автоматические и автоматизированные системы управления. Их различие состоит прежде всего в том что автоматические системы могут работать без участия человека в то время как в автоматизированных системах часть функций управления объектом выполняется техническими средствами а часть людьми. Таким образом важным признаком АСУ является наличие человека в процессе управления. | |||
6495. | Інформаційні характеристики джерел дискретних повідомлень. Ентропія та її властивості. Первинні коди. Види сигналів для ПДП, основні характеристики сигналів, критерії вибору | 62.94 KB | |
Форми представлення інформації дуже різноманітні: письмовий текст мова музика графічне зображення електромагнітне поле взаємне розташування предметів у просторі та інше. Залежно від характеру джерела інформації має різновиди: неперервна функція неперервного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі в довільні моменти часу може приймати будьяке значення з нескінченної множини мова музика температура; неперервна функція дискретного аргументу тобто в деякому кінцевому інтервалі може приймати будьяке значення... | |||
6020. | ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО | 18.65 KB | |
Данный федеральный закон регулирует отношения возникающие при: осуществлении права на поиск получение передачу производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации. Процессы методы поиска сбора хранения обработки предоставления распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов именуются информационными технологиями. Закон определяет что обладателем информации является лицо которое самостоятельно создало информацию либо получило ее на... | |||
345. | Информационное моделирование в методике IDEF1X | 8.1 KB | |
Для решения этой задачи разработана методология информационного моделирования IDEF1X. Миссия IDEF1X определить какая информация требуется для реализации функций выявленных диаграммой IDEF0. IDEF1 это метод структурного анализа для проектирования сложных ИС разработанный Т. | |||
2595. | Информационное обеспечение фондового рынка | 13.75 KB | |
Такую информацию участникам рынка предоставляют различные сводные композитные биржевые фондовые индексы регулярно публикуемые в финансовых изданиях. Фондовый индекс является измерителем дохода который может быть получен держателем конкретного набора акций. Для того чтобы фондовые индексы могли успешно применяться они должны быть: исчерпывающими и отражать состояние акций которые реально доступны участникам рынка при нормальных рыночных условиях; стабильными т. участники рынка использую информацию на основе которой был рассчитан... | |||
17339. | Информационное обеспечение руководителя Администрации города | 136.05 KB | |
Информационное обеспечение деятельности руководителя это связь информации с системами управления организацией и управленческим процессом в целом. В современных условиях важной областью стало информационное обеспечение которое состоит в сборе и переработке информации необходимой для принятия обоснованных управленческих решений. Передача информации о положении и деятельности организации на высший уровень управления и взаимный обмен информацией между всеми взаимосвязанными подразделениями... | |||
20289. | Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики | 34.59 KB | |
Ценностные ориентации современной российской молодежи. Социализация молодежи в современном российском обществе. Информированность молодежи. Обеспечение информационных потребностей молодежи в Республике Башкортостан. | |||
702. | Информационное обеспечение принятия управленческого решения в образовательном процессе ВУЗа | 624.69 KB | |
Диплом. Составная часть любого управленческого действия руководителя или специалиста - принятие решений. Во всех случаях они должны основываться на результатах анализа той информации, которой он располагает | |||
11972. | Методическое, модельное и информационное обеспечение системного прогнозирования развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России | 60.72 KB | |
Радикально усовершенствованы методы и модельный инструментарий системных исследований энергетики выполнена интеграция задач оптимизации развития экономики и ТЭК на региональном и федеральном уровнях. Разработаны методическая и информационная база системных исследований развития ТЭК России на средне и долгосрочную перспективу и комплекс взаимоувязанных имитационных и оптимизационных модельных блоков обеспечивающих формирование сценариев социальноэкономического развития России и ее субъектов а также системную оценку экономической... | |||
13059. | ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА | 22.07 KB | |
Исследование общества в социальной философии и других социальных науках Изучение общества предполагает рассмотрение его как целостной внутренне дифференцированной системы различные части которой находятся во взаимодействии и органической взаимосвязи. Карл Ясперс исследуя зарождение рационального подхода в рассмотрении человеком общества и... |
Информационное общество – новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества. Таким образом, информационное общество, – прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе.
Отличительными чертами информационного общества являются :
- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям развития :
- социально-экономические (критерии занятости населения);
- технические;
- космические.
Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным.
По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 – 1960 гг. (штат Калифорния – «силиконовая или кремниевая долина» – преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.
Технический критерий оценивает информационную вооруженность. Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.
По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 – 40 гг. XXI века, в то время как США уже осуществляют переход к завершающей фазе информатизации.
Космический критерий позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела к тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.
Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если
- любой индивид, группа лиц или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности;
- в обществе производится и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
- имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, соответствующем постоянно убыстряющемуся научно-технологическому и социально-историческому прогрессу;
- происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием чего оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии. Однозначного определения информационной индустрии не существует. Однако в развитых странах накоплен определенный опыт по статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике «Информационные технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги.
Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической модернизации современного общества ставит перед обществом два главных вопроса: смогут ли люди адаптироваться к изменениям и породят ли новые технологии новую дифференциацию общества? Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными технологиями и не обладающих такими навыками . В случае если новые информационные технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, расслоение общества неизбежно.
Но, несмотря на опасности, информационные технологии:
- расширяют права граждан путем предоставления моментального доступа к разнообразной информации;
- увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительств;
- предоставляют возможность активно производить информацию, а не только ее потреблять;
- обеспечивают средства защиты частной жизни и анонимности личных посланий и коммуникаций.
Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии».
С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в информационные системы – потеря анонимности.
Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:
- приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
- повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
- стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
- информация должна быть открыта для всех;
- основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
- непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий, как на уровне предприятий, так и государства – в неумении сочетать технологические инновации с организационными.
В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость морально-нравственных ценностей и культуры досуга. Одной из важных информационных сред является культура общества. Понятие «культура» подразумевает: музыкальное, поэтическое, изобразительное творчество, взаимное уважительное, достойное отношение человека к человеку и его труду. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
Обязательные документирование, регистрация и лицензирование создаваемой информации;
Использование, обработка и распространение информации с разрешения собственника (частного лица, учреждения или государства);
Защита информации от несанкционированного доступа и копирования;
Запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации, являющейся конфиденциальной (о частной жизни; составляющей личную тайну или тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных видов сообщений);
Соблюдение правовых норм владения, хранения и использования информации, информационных технологий, программных продуктов;
В способности использовать в своей деятельности информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
Во владении основами аналитической переработки информации;
В умении работать с различной информацией;
В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Критерии информационной культуры человека:
1) умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
2) эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию;
3) перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
4) наличие коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться как с применением современных информационных технологий, так и без таковых.
По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе интеллект и знания – это средство и продукт производства, что в свою очередь, приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания.
Материально-технической основой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи. Информационные и коммуникационные технологии, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык. Представление о важнейшей функции языка – получении и передаче с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи или коммуникации. Помимо языка для поиска и получения знаний, их хранения и передачи человек искал и находил дополнительные средства, которые оказывали значительное, подчас революционное, влияние на жизнь общества. Письменность, печатный станок, телефон, телевидение и, наконец, сеть Internet – вот наиболее впечатляющие вехи эволюции в передаче знаний.
История аудио-визуальных средств обучения неразрывно связана с историей средств массовой информации. Выделим ключевые аспекты (см. Рисунок 1) для того, чтобы обозначить тенденцию, которая присуща развитию экранно-звуковых средств обучения, .
1. Замена дорогого пергамента значительно более дешевой бумагой в XII в. позволила увеличить число грамотных людей, упростить процесс накопления информации.
2. В сороковых годах XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок (первая российская печатная книга появилась в 1564 г. в типографии И. Федорова и П. Мстиславца), что позволило многократно расширить возможности передачи учебной информации за счет резкого снижения стоимости книг и значительного увеличения их тиража. Я. А. Коменский в работе «Schola Pansiphica» призывал учителей внедрять газетный материал при изучении языка и географии. В XVII в. выделяются два направления применения технического изобретения: для производства учебной книги и внедрение сообщений периодических изданий в качестве дополнительного источника учебной информации.
3. 28 ноября 1814 г. был отпечатан на механизированной печатной машине номер газеты «Times», что сделало газеты действительно дешевыми, а, следовательно, общедоступными. В газетах и журналах информация передавалась в основном печатным словом, так как вставка рисунков в текст была сложным и длительным процессом. Визуальная информация носила подчиненный характер и была не более чем иллюстрацией текстовой. Исключение – модные журналы, выпускаемые ограниченным тиражом и рассчитанные на узкий круг читателей.
4. В плакатах, появившихся в XIX в. и выполнявших функции как глашатая (сообщавшего населению важную информацию), так и рекламы (театральные, а затем и кинематографические афиши, различного рода объявления), соотношение между текстом и визуальной информацией изменяется в пользу последней.
5. Внедрение в печатных СМИ фотографии в XIX в. увеличило долю визуальной информации, но, как и раньше визуальная информация лишь иллюстрировала текст, то есть дублировала печатный текст.
6. Немое кино (братья Люмьер, 1895 г.) передавало информацию исключительно с помощью образов. В сравнении с газетами текст и визуальная информация поменялись ролями: титры в немом кино подчинены визуальному ряду. По мнению А. В. Шарикова, «фильмы двадцатых годов имели порой довольно изысканный киноязык, который не всегда было легко понять неискушенной публике», .
7. Цветное кино (начало – 20 гг., США) расширило возможности передачи информации с помощью невербальных форм коммуникации.
8. С появлением в кино звука (30-е годы прошлого века) кинематографисты уже прекрасно передавали смысл с помощью образов.
9. Радиопередачи дополняют отход от печатного слова к слову звучащему.
10. Возможность телевидения и смотреть, и читать, и слушать, и общаться в прямом эфире быстро отвоевывает аудиторию у прессы и радио.
11. Компьютер за сравнительно короткий исторический срок повторяет путь, пройденный средствами массовой информации. Вначале передача данных дискретного типа (текст и числа – аналог книги или газеты). Затем в текст включаются статичные изображения (иллюстрированная книга или газета). Практически одновременно появились динамичное изображение («великий немой»), звук (радио) и цвет (полноценное кино). Появление впоследствии компьютерной сети сделало возможным сочетать текст, числа, статичное и динамичное изображение, цвет, а также звук с возможностью интерактивного диалога (телевидение).
12. Начало продажи корейской компанией Hyundai 15.04.2008 г. первого стереоскопического 3D телевизора с диагональю 46 дюймов при разрешении1920 x 1080 пикселей и стоимостью в $4857 положило начало трехмерного телевидения.
В первом 3D телевизоре имеется два HDMI-порта и три композитных входа, благодаря которым можно смотреть традиционные передачи в 2D изображении. В комплект с новинкой также входят 3D-очки, без которых, собственно, невозможно увидеть трёхмерную картинку. Чтобы насладиться трёхмерными передачами, антенна должна улавливать сигнал японского телеканала BS11 3D, который принадлежит компании Nippon BS, так как только данный канал вещает передачи, поддерживающие трёхмерное изображение. Еще одна проблема – отсутствие достаточного количества 3D фильмов.
13. 9 марта 2010 г. впервые вышел номер бельгийской еженедельной газеты «La Derniere Heure» в формате 3D – все его фотографии были представлены в трехмерном измерении, а к номеру бесплатно прилагались специальные очки.
Из истории развития средств массовой информации, и средств обучения как обособленного их вида, следуют следующие выводы:
1 По мере развития техники происходит постепенное уменьшение доли вербальной информации за счет увеличения невербальной. Печатное слово заменяется изображением и звучащим словом.
2 2. Происходит постепенный переход от знака к символу. И. Л. Дрижун, , выделяет три типа моделей по соотношению слова и образа в информационном сообщении:
а) а) ведущим компонентом является слово, а образ служит для иллюстрации;
б) б) слово и образ равноправны;
в) в) в основе сообщения лежит образ, который выступает в роли источника информации, а слово теряет самостоятельность и следует за образом.
3 3. При формировании пространственных образов в три этапа, :
а) а) формирование зрительного образа;
б) б) формирование образа памяти;
в) в) формирование образов воображения
второстепенные детали на экране вообще не возникают, то есть исчезает «вторичный фон». Процедура перехода от статического изображения к динамическому переводит «двумерную» информацию в «трехмерную». Сформированность образов воображения характеризуется, согласно И. С. Якиманской, двумя типами оперирования: изменением пространственного положения (вращение, перемещение и др.) и преобразованием по структуре (путем перегруппировки его элементов с помощью наложения, совмещения, добавления, усечения и т. п.).
Рисунок 1. Взаимосвязь открытий и изобретений с развитием средств массовой информации и аудио-визуальных средств обучения [на основе 1, с. 14]
Для средств обучения информация излагается специально. И по форме предъявления, и по содержанию наблюдается значительное отличие от остальных средств массовой информации.
4 4. При движении от простых средств к более сложным наблюдается стремление к интерактивному мультимедийному диалогу, то есть к увеличению скорости и плотности информационных процессов.
5 5. В информационном обществе отмечается феномен отторжения знаний от специалиста, .
6 6. При создании средств обучения на первое место выходят объективные связи, присущие процессу обучения.
Современное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сохраняя свою самобытность, они будут использовать преимущества глобализации, когда люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах, благодаря легкости и оперативности коммуникаций могут работать над одним целостным проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой – одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность. Замечу, что трактовок понятия «культура» по исследованиям Е. А. Бондаренко более двух с половиной тысяч, но при всех различиях наиболее существенными ее атрибутами признаются «глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, способность к творческому восприятию и преобразованию действительности в той или иной жизненной сфере», .
Современные информационные и коммуникационные технологии, созданные отнюдь не для нужд системы образования, ведут к подлинной революции в образовании. Мы являемся активными участниками процесса интеграции системы образования в сетевой мир, где уже прочно заняли свое место средства массовой информации, реклама, банковская система, торговля и тому подобное. Это естественный путь, которому нет альтернативы. В то же время учебные заведения сталкиваются в своей работе с определенными противоречиями, практически неразрешимыми в рамках их современной структуры. В качестве примеров таких трудностей И. Г. Захарова, приводит следующие:
Рост информации, тем или иным образом определяющей содержание образования, несовместим с ограниченным временем обучения;
Образовательным учреждениям отводится роль одного из главных хранилищ традиций и научного наследия, а это вступает в противоречие с тем обстоятельством, что учебные заведения должны находиться на переднем крае науки и использовать в обучении ее новейшие достижения. Однако при том, что традиционные формы обучения уже исчерпывают себя, ограничены и возможности современных технологий, в том числе – информационных;
Также противоречиво положение о том, что учебные заведения призваны вести широкую подготовку специалистов, соблюдая общие требования соответствующих государственных стандартов, но при этом обеспечивая учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
Профессиональные учебные заведения дают образования людям, уже сделавшим свой выбор, и поэтому предполагается их сознательное отношение к получению знаний. Однако на практике это оказывается далеко не так, и требуется вариативный подход к организации учебно-воспитательного процесса.
Ожидается, что именно широкое использование информационных и коммуникационных технологий будет способствовать преодолению этих противоречий. Здесь возможны различные решения – от действительного встраивания учебного заведения в сеть в том виде, в каком оно существует, до полной реорганизации структуры этого заведения, так же, как это происходит при внедрении новых информационных и коммуникационных технологий в другие сфере человеческой деятельности.
И в том, и в другом случае данные изменения должны обогащать деятельность учебных заведений, улучшая качество образования и расширяя его доступность. От современного образовательного учреждения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.
Созданная в конце ХХ века теоретиками картина информационного общества постепенно приобретает зримые очертания. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое информационное сообщество людей, проживающих в квартирах и коттеджах, оснащенных всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей сосредотачивается на манипуляциях с информацией, а производство энергии и материальных продуктов будет возложено на машины и механизмы.
На сегодняшний день в мире накоплен громадный информационный потенциал, которым люди не могут воспользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Эта ситуация, получившая название информационного кризиса , поставило общество перед необходимостью поиска выхода из сложившегося положения.
Информационный кризис проявляется:
В противоречии между возможностями человека по восприятию и переработке информации и ее растущим объемом;
В возникновении социально-экономических, политических барьеров, препятствующих свободному распространению информации.
Итак, информационное общество – это общество, в котором большинство работающих связано с информацией, организацией и использованием информационных процессов.
Похожая информация.
31. Характерные черты информационного общества.
1. решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
2. обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; главной формой развития станет информационная экономика;
3. в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
4. информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
5. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
6. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
7. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Некоторые характерные черты информационного общества:
1. Объемы информации возрастут и человек будет привлекать для ее обработки и хранения специальные технические средства.
В информационном обществе людям и коллективам, прежде чем пред-принять какое-либо действие или принять решение, необходимо провести работу по сбору и обработке информации, ее осмыслению и анализу. Объем информации настолько возрос, что человек не в состоянии сам ее обрабо-тать. Он привлекает для этого специальные технические средства.
2. Неизбежно использование компьютеров.
В информационном обществе использование компьютеров неизбежно. Это обеспечивает доступ к надежным источникам информации, избавляет от рутинной работы, ускоряет принятие оптимальных решений, автомати-зирует обработку информации.
3. Движущей силой общества станет производство информационного продукта.
Во второй половине XX века произошел переход людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Появился новый социальный слой, который называют «белые воротнички» — люди, не про-изводящие непосредственно материальные ценности, а занятые обработ-кой информации (учителя, банковские служащие, программисты и т.д.). Материальный продукт станет более «информационно емким». Его стои-мость будет зависеть от инноваций, от дизайнерского решения, от качества маркетинга.
4. Увеличится доля умственного труда, т.к. продуктом производства в информационном обществе станут знания и интеллект.
Увеличится количество людей, выбравших себе профессии, связанные с интеллектуальным трудом.
5. Произойдет переоценка ценностей, уклада жизни и изменится культурный досуг.
Растет время «проведенное» в Интернете, где можно путешествовать по образовательным сайтам, виртуальным музеям, читать литературу и т.д. Большой популярностью пользуются социальные сети, «чаты» и служба ICQ, которые позволяют общаться с людьми на расстоянии и режиме реального времени.
6. Быстрыми темпами развивается компьютерная техника, компьютерные сети, информационные технологии.
Сеть Интернет разрастается на 10-15% в месяц и число ее пользователей
приближается к 200 миллионам человек (возможно, что это устаревшие данные, так как количественные характеристики Интернета устаревают быстрее, чем печатаются книги, в которых эти данные приводятся). Информационные технологии универсализируются, чему способствует использова-ние современных мультимедийных систем, объединяющих функции многих устройств — компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона и т.д.
7. У людей дома появились всевозможные электронные приборы и компьютеризированные устройства.8. Производством энергии и материальных продуктов заниматься машины, а человек главным образом обработкой информации.9. Появляется и развивается рынок информационных услуг. Информация становится товаром и особым видом услуг, которые можно как обычный товар купить или продать.
Информатизация общества — это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации (по закону Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 года).
Характерные черты информационного общества:
Решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, то есть разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»;
Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
Главной формой развития является информационная экономика;
В основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологий;
Внедрение в глобальных сетях новых услуг и форм деятельности, а также перенесение традиционных профессий в виртуальное пространство (почта, купля-продажа, оказание услуг, финансовые операции, отдых и развлечения);
Создание средств мультимедиа, работающих как в локальном, так и в глобальном режиме
Информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;
Обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации.
Главной составной частью информационного общества является Интернет. Эта компьютерная сеть ломает границы, что обеспечивает бесперебойное распространение информации в огромных масштабах, порождает преступность, деятельность которой приводит к триллионным убыткам. Интернет постепенно вытесняет газеты и журналы, причем этот процесс быстрыми темпами идет к завершению. Следующими на очереди являются телевидение и радио. Полностью заменить собой все средства накопления и передачи информации Интернет, конечно, не сможет, однако в ближайшие десять лет он займет ведущее место. Основной причиной такого влияния Интернета является не только скорость и объемы распространяемой информации, но и независимость сети от постороннего вмешательства, ее полная демократичность. В этом смысле виртуальная реальность представляет собой идеальное представление человечества об обществе, которое значительно отличается от реального мира.
^ Наряду с положительными моментами развития информационного общества, для него характерны некоторые отрицательные тенденции:
Возрастающее влияние на общество средств массовой информации;
Возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий;
Усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;
Увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;
Усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.
Может возникнуть угроза расслоения общества на «информационную элиту» - людей, занимающихся разработкой информационных технологий и «простых потребителей» - людей с низкой информационной культурой.
Интенсивное развитие информационных технологий приводит к появлению новых угроз национальной безопасности
Информационный неоколониализм - с помощью информационных каналов народам развивающихся и постсоциалистических стран навязываются не только товары и услуги, но и ценности западного общества.
Общество определяется как совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Возникшее на природной основе и взаимодействующее с ней общество находится в процессе закономерного изменения и развития. Общество имеет определенную прогрессивную направленность, основанную на постоянном притоке, генерации и перераспределении информации.
Для объективного анализа исследуемой проблемы целесообразно рассмотреть социально-политические, социально-экономические и технические аспекты развития общества на современном этапе, которые влияют как на жизнедеятельность человека в целом, так и на развитие системы образования в частности.
Качественные изменения в экономической, социально-политической и духовной сферах общественной жизни, обусловленные интенсивным развитием и использованием современных информационно-коммуникационных технологий, обозначили движение человечества к новой, постиндустриальной фазе развития - информационному обществу.
В настоящее время, в условиях постиндустриального периода, характеризующегося коренными изменениями, происходящими в сфере науки, техники и производства, российское общество столкнулось с необходимостью решения комплекса глобальных проблем современности. Наиболее значимой из них мы считаем проблему информационной безопасности, которая пронизывает все сферы жизни человека.
Основными чертами нового информационного общества являются его информатизация, создание новых интеллектуальных технологий, ускорение темпов развития техники, превращение информации в важнейший ресурс человечества. Перечисленные факторы ведут к глубокому, многоуровневому изменению социальной системы, трансформации среды, под влиянием которой меняется личность.
В 1920-е гг. О.Шпенглер провозгласил закат индустриального века, но еще не обозначил контуры и содержание нового, идущего ему на смену. В 1940-е гг. вполне определенную характеристику общества с новой экономикой, «общества информации и услуг» дал австралийский экономист К. Кларк. В конце 1950-х гг. тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в главный товар выдвинул американский ученый экономист Ф. Махлуп.
Таким образом, исследования в области информатизации нового общества приобрели актуальность уже в 1950-1970-е гг., когда стало очевидно, что индустриальная эпоха исторического развития человечества завершается и мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. В связи с этим проблема существования и развития личности в «технизированном» и «информатизированном» мире стала одной из главных в научных исследованиях.
Как показал анализ научной литературы по данному вопросу, большинство исследователей рассматривали особенности современного общества в основном одноаспектно - с гуманитарной, экономической, политической или социальной точек зрения. Такое отношение породило огромное число различных названий и определений. Так, Дж.Литхайм назвал новое общество буржуазным, Р.Дарендорф - посткапиталистическим, Г. Кан - постэкономическим, К. Боулдинг - постцивилизационным, Л. Этци-они - постмодернистским, С.Алстром - постпротестантским, Р.Сейденберг - постисторическим, а Р.Барнет предложил термин «постнефтяное общество». При детальном рассмотрении становится очевидным, что большинство этих определений приближается к понятию «постиндустриальное общество» (Д. Белл, США, 1950-е гг.). Почти все предложенные названия имеют латинскую приставку «пост-», т.е. «после-», говорящую о том, что их авторы ожидают какого-то глобального переворота в технике и в сознании людей. Все эти определения отталкиваются от уже достигнутого, однако принципиально новое общество, в котором одновременно проявляется преемственность и присущая ему новизна, О. Тоффлер называет информационным обществом.
По мнению Ж.Эллюля, одной из основных проблем нового общества является опасность появления информатизированно-бюрократической машины. При этом Ж. Эллюль указывает, что общество стоит перед выбором свободного развития или кибернетизации*.
Существует концепция исключительности наступающей эпохи, в которой информация будет основной экономической ценностью и самым большим потенциальным источником богатства. Вместе с тем подчеркивается, что информация сама по себе, не одухотворенная человеческой эмоциональностью, не способна двигать вперед человеческую культуру (Г. Кан, Т. Стоуньер).
* Эмюлъ Ж. Политическая иллюзия / пер. с фр. В.В.Лазарева. - М.: МОТА BENE, 2003. - 432 с.
Таким образом, информационное общество - это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Это новое общество характеризуется следующими отличительными чертами:
Повышение роли информации и знаний в жизни общества;
Возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
Ускорение научно-технического прогресса и превращение научных знаний в реальный фактор производства, повышение качества жизни человека и общества;
Участие значительной части трудоспособного населения в производственной деятельности, связанной с созданием и использованием информационных технологий, информации и знаний;
Существенное расширение возможностей граждан по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации и знаний;
Глобализация экономической, политической и духовной сфер жизни общества.
Информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Данное свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, в котором, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ и т. п. С другой стороны, она выступает основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Это свойство информации может быть конструктивным или, наоборот, деструктивным. Следовательно, информация одновременно определяет и социокультурную жизнь человека, перспективы его развития или гибели. Это позволяет нам ввести категорию «информационная безопасность».
Развитие с точки зрения накопления и передачи информации проходило в несколько этапов, о чем свидетельствуют исследования таких ученых, как Э.Тоффлер, Д.Белл, К.Ясперс, Дж.Мартин, Д.Рисман, А.Турен, И.П.Ильин и др.
На первом этапе (до второй половины XIX в.) существовала «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, бумага и книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки с помощью почты писем, пакетов и т.п. Основная цель такой технологии заключалась в представлении информации в нужной форме.
Для второго этапа (с конца XIX в.) характерна «механическая» технология, инструментами которой являлись: пишущая машинка, телефон, диктофон и оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Цель технологии уже меняется: представление информации в нужной форме более удобными средствами.
Третий этап (1940-1960-е гг.) - «электрическая» технология, была основана на появлении портативных диктофонов, электрических пишущих машинок, ксероксов, больших ЭВМ с соответствующим программным обеспечением. Изменяется цель технологии. Важное значение имеет не форма представления информации, а формирование ее содержания. Главным отличительным фактором становится определяющая роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей.
Четвертый этап (с начала 1970-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся ЭВМ, а впоследствии персональные компьютеры с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается к формированию содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно к организации аналитической работы. Кроме того, приобретается опыт формирования содержательной стороны управленческой информации.
В дальнейшем происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.
Активное вхождение в жизнь общества новейших информационных технологий, произошедшее в результате бурного развития техники и электроники, способствует формированию и распространению особого типа мироощущения человека. Это связано с бурным развитием средств массовой коммуникации, особенно телевидения, широким распространением персональных компьютеров, построением всемирных информационных сетей, разработкой технологий виртуальной реальности и другими технологическими инновациями. Это развитие требует организации самостоятельной профессиональной сферы «информационная безопасность».
В России, являющейся одним из центров мировой науки и культуры, существуют условия для интенсивного постиндустриального развития:
Быстрыми темпами совершенствуется информационная инфраструктура как составная часть глобальной информационной инфраструктуры, развивается рынок услуг связи;
Информационно-коммуникационные технологии активно используются в экономической, политической, социальной и духовной жизни общества;
Развивается система правового регулирования отношений, связанных с созданием и использованием информационно-коммуникационных технологий;
В общественном мнении складывается понимание необходимости интенсификации постиндустриального развития;
Принят и реализуется ряд концептуальных, доктринальных и программных документов по использованию информационно-коммуникационных технологий в некоторых важных областях деятельности человека, общества и государства.
Анализируя современное состояние развития информационного общества в России следует отметить, что уровень развития российской информационной инфраструктуры, использования информационно-коммуникационных технологий в общественном производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности, а также уровню развитых стран мира. Это определение является базовым в понимании необходимости обучения специалиста информационной безопасности. Сохраняется неравенство в доступе к информации и информационно-коммуникационным технологиям различных групп населения и регионов, которое все более превращается в фактор, тормозящий социально-экономическое развитие общества.
Не развито производство конкурентоспособного телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, в результате чего зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий значительно превышает критический уровень.
Система образования и науки не может в необходимом объеме обеспечить качественное воспроизводство трудовых ресурсов, требуемое для повышения конкурентоспособности страны в условиях постиндустриального развития.
Медленно реализуются работы по использованию информационно-коммуникационных технологий для сохранения культурного наследия.
Сложившаяся к настоящему времени система обеспечения информационной безопасности страны в недостаточной мере способна противостоять современным угрозам, связанным с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий в террористических и других преступных целях. Слабо налажена координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций в области обеспечения безопасности информационных и коммуникационных систем, используемых на ключевых объектах инфраструктуры страны.
Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества.
Перечисленные опасности в системе развития российского информационного общества определяют основные направления в профессиональной подготовке специалиста в области информационной безопасности.
В целях обеспечения информационной безопасности России необходимо решить следующие задачи:
«повышение информационной устойчивости и конструктивности в общественном развитии, конкурентоспособности страны, благосостояния и качества жизни граждан;
Укрепление государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационном обществе, создание равных возможностей по доступу к информации и информационно-коммуникационным технологиям;
Повышение информационного качества образования и здравоохранения;
Создание информационных условий для сохранения и развития культурного разнообразия и самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации;
Повышение эффективности информационной деятельности в системе государственного управления;
Противодействие угрозам использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для нанесения ущерба национальным интересам России.
Решение перечисленных задач базируется на следующих принципах:
Сотрудничество и партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
Опережающее развитие информационной инфраструктуры
общества и ее безопасности;
Создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры и системы информационной безопасности;
Обеспечение гражданам доступа к информации, идеям и знаниям, к использованию информационно-коммуникационных технологий;
Укрепление доверия и безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий;
Обеспечение свободы массовой информации и независимости средств массовой информации на основе неукоснительного соблюдения правопорядка и конституционной безопасности в этой сфере;
Содействие развитию глобального информационного общества;
Международное сотрудничество в системе развития безопасности и информационного общества.