Опыт создания и применения трехмерных моделей городов. Making of: Большой город для игры

01.05.2019

Концептуальное планирование развития территории

Высокий интерес к геоинформационным системам (ГИС) легко объясним. Помимо наглядности и легкости навигации по электронной карте, в ГИС есть возможность быстро получать справочную информацию, привязанную к объектам, проводить анализ с учетом расположения объектов. Традиционные чертежи и схемы в этом плане менее удобны.

В России пока получили распространение по большей части двухмерные ГИС – электронные карты с привязанной к ним информацией по объектам. Например, генеральные планы территории, которые сегодня зачастую используются для городского планирования, представляют собой изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. Кроме того, генплан включает в себя ряд схем, в частности объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; автодорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений; границ территорий объектов культурного наследия.

Вот лишь некоторые проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании двухмерного плана территории:

  • схематичное изображение объектов не дает представления о фасаде (нет возможности дополнительного контроля сохранности исторического облика, подготовки дополнительных материалов для гостей города), высотности зданий и деталях экстерьера (пандусы, высокие тротуары и т. д.);
  • процесс принятия решений по планировке, застройке, реконструкции городских объектов занимает много времени;
  • реестровые системы и системы, базирующиеся на 2D-плане, недостаточны для решения ряда вопросов, связанных с социальной защитой, безопасностью, сохранением и развитием культурного облика города;
  • несмотря на доступность генеральных планов и реестровой информации многих городов в Интернете, по ним довольно сложно ориентироваться и они не дают представления о внешнем облике зданий и городской среде в целом.

Трехмерные ГИС, получившие распространение за рубежом, позволяют решить большинство подобных задач.

Виртуальное путешествие по 3D-городу

3D-макет города , доступный через Интернет, – уникальная технология, позволяющая не выходя из дома получать наглядное представление об объектах инфраструктуры, быстро перемещаться по виртуальному городу, изучать обширные территории. Программа имеет легкий в освоении и интуитивно понятный интерфейс.

Для того чтобы визуальное представление об объектах было максимально реалистичным, к ним, как правило, привязываются фотографии, сферические панорамы территории и др.

Благодаря функции создания виртуальных облетов территории можно самостоятельно выбрать маршрут движения, идти вслед за камерой, медленно перемещающейся вдоль улицы, повернуть в переулок, посмотреть панорамный вид понравившегося места, убрать? о зданиях или двигаться по заданной траектории движения камеры. На основе облетов территории можно получать высококачественное видео и скриншоты.

Помимо визуального ознакомления с городом, ГИС дает возможность получить справочную информацию (необходимые сведения о городских достопримечательностях), найти объект и посмотреть, как он выглядит в реальности, сравнить несколько видов трехмерного города (например, модель территории, какой она была 200 лет назад, сегодняшнего и будущего города), проследить за изменениями города в соответствии с планом властей, а также увидеть город в разное время суток (можно оценить, как будет падать тень от зданий или как будет выглядеть город с праздничной иллюминацией).

Еще одна важная особенность 3D-генплана – возможность подключения к нему информации о социально значимых объектах, помогающей сделать город более социально ориентированным. Такая справочная информация предоставляет возможность лицам с ограниченными возможностями узнать через Интернет о транспортной доступности, этажности, наличии пандусов в аптеках, клиниках и других общественных местах.

Управление городской инфраструктурой на новом уровне

Трехмерные технологии помогают инженерам и градостроителям быстро создавать проектные предложения, а городским службам и органам власти анализировать, «что может быть» в контексте того, «что уже есть».

С помощью 3D-ГИС удобно создавать модели существующей инфраструктуры. В единой трехмерной модели объединяются уже используемые в архитектурно-строительных компаниях типы данных – 2D-САПР , ГИС , системы информационного моделирования (BIM) , растровые данные. При этом могут интегрироваться данные из различных министерств, ведомств и любых других организаций.

Планирование развития территории, разработка концепций застройки осуществляются в контексте существующей окружающей среды (с учетом объектов различного типа). На карту могут накладываться данные о различных зонах, например природоохранных или культурного наследия. Это позволит оценить влияние планируемых к постройке зданий на внешний вид исторической застройки, оценить обзорность с учетом высотности сооружений, решить другие важные задачи администрации города. Возможно и 3D-проектирование подземной инфраструктуры, что очень удобно для работы городских служб ЖКХ.

Рисунок 1. Расположение городской газовой сети

Использование 3D-ГИС удобно во время совещаний и презентаций, поскольку значительно облегчает взаимодействие проектировщиков и инвесторов. При использовании визуальной, легкой в восприятии концептуальной модели, для управления которой не требуется никаких специальных технических знаний, принятие решений происходит значительно быстрее и проще. Технология имеет возможность быстрого переключения между несколькими вариантами и оценки влияния каждого из них на окружающую обстановку и объекты.

К информационной 3D-модели города можно подключать различные инструменты анализа, моделирования и прогнозирования, в частности:

  • инструменты математического моделирования, статистического анализа для оценки ситуации в той или иной сфере деятельности;
  • системы бизнес-аналитики, позволяющие проанализировать эффективность работы различных организаций;
  • программы для визуализации и/или симуляции физических явлений и процессов.

Рисунок 2. Пример анализа данных посредством 3D-ГИС

3D-ГИС – эффективный инструмент для моделирования действий спецслужб и путей эвакуации при чрезвычайных ситуациях, а также создания соответствующих 3D-тренажеров.

Пример 3D-модели города

Для подмосковного города Дубны была разработана трехмерная ГИС на основе уже существовавшей двухмерной модели. Заказчиком выступила администрация города, а исполнителем – компания «Риэл Гео Проджект» (ГК «НЕОЛАНТ»). Прежняя модель решала множество задач в сфере архитектуры и градостроительства, городского хозяйства, управления муниципальным имуществом. Перед новой 3D-ГИС были поставлены следующие задачи:

  • повышение качества презентационных материалов по градостроительным вопросам, предоставляемым на заседания земельной комиссии и публичные слушания;
  • проработка отображения подземных коммуникаций в 3D;
  • анализ данных по качеству оказания услуг ЖКХ в 3D.

В программе Autodesk Infrastructure Modeler была создана интерактивная 3D-карта города Дубны, состоящая из следующих элементов:

  • базовой цифровой модели рельефа (ЦМР), построенной по данным топосъемкки;
  • данных аэрофотосъемки, наложенных на рельеф;
  • векторных картографических слоев;
  • 3D-моделей зданий, полученных из векторных данных.

В 3D-карту впоследствии были добавлены модели строящихся зданий и существующие проекты развития городской инфраструктуры.

Результатом нововведения стало поднятие на качественно новый уровень процедуры обсуждения и согласования строительства новых объектов в городе.

Рисунок 3. 3D-модель наукограда Дубны

ПРЕИМУЩЕСТВА 3D-ГИС

Технология 3D-ГИС позволяет создать единую информационную модель города, объединив данные из разных источников. И граждане, и органы государственной власти получают развернутую информацию о состоянии территории, интересующих объектах и сооружениях из наглядного и объемного виртуального пространства.

3D-модель города облегчает ориентирование в незнакомом городе для туристов, повышает доступность информации о городе и объектах инфраструктуры для жителей, особенно для социально незащищенных категорий населения.

Кроме того, 3D-ГИС города облегчает решение множества задач городского управления, среди которых:

  • ускорение процесса принятия решений по планировке, застройке, реконструкции и обустройству городских объектов в органах власти;
  • анализ, моделирование и прогнозирование развития ситуации в той или иной сфере жизни города;
  • моделирование чрезвычайных ситуаций и отработка действий в них в виртуальном пространстве;
  • мониторинг ситуации в городе в различных разрезах.

Данный материал является частной записью члена сообщества Club.CNews.
Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.

3D модель Башня Mirrorsteams можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Башня Mirrorsteams выполнена в форматах.max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Башня Mirrorsteams бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Башня Mirrorsteams» или загрузить через торрент.

3D модель Научный IT центр (здание) можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Научный IT центр (здание) выполнена в форматах.max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Научный IT центр (здание) бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Научный IT центр (здание)» или загрузить через торрент.

3D модель Небольшая застеклённая беседка можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Небольшая застеклённая беседка выполнена в форматах.max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Небольшая застеклённая беседка бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Небольшая застеклённая беседка» или загрузить через торрент.

3D модель Ковка можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Ковка выполнена в форматах.3ds, .3dm в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Ковка бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Ковка» или загрузить через торрент.

3D модель Круговая лестница можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Круговая лестница выполнена в форматах.max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Круговая лестница бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Круговая лестница» или загрузить через торрент.

3D модель Киоск Fast Food можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Киоск Fast Food выполнена в форматах.obj в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Киоск Fast Food бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Киоск Fast Food» или загрузить через торрент.

3D модель Атомная электростанция можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Атомная электростанция выполнена в форматах.obj в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Атомная электростанция бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Атомная электростанция» или загрузить через торрент.

3D модель Радар аэропорта можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Радар аэропорта выполнена в форматах.obj в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Радар аэропорта бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Радар аэропорта» или загрузить через торрент.

3D модель Перекрёсток можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Перекрёсток выполнена в форматах.obj в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Перекрёсток бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Перекрёсток» или загрузить через торрент.

3D модель Забор + Лазерные ворота можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Забор + Лазерные ворота выполнена в форматах.obj, .max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Забор + Лазерные ворота бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Забор + Лазерные ворота» или загрузить через торрент.

3D модель Печь можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Печь выполнена в форматах.obj, .max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Печь бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Печь» или загрузить через торрент.

3D модель Труба можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Труба выполнена в форматах.obj, .max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Труба бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Труба» или загрузить через торрент.

3D модель Фантастическая опора можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Фантастическая опора выполнена в форматах.obj, .max в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Фантастическая опора бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Фантастическая опора» или загрузить через торрент.

3D модель Билборд 02 можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Билборд 02 выполнена в форматах.3ds, .obj, .3dm в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Билборд 02 бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Билборд 02» или загрузить через торрент.

3D модель Криптонские campspot из супермена можно бесплатно скачать на данной странице. Модель Криптонские campspot из супермена выполнена в форматах.obj в редакторах 3D графики Autodesk 3ds Max.
Скачать модель Криптонские campspot из супермена бесплатно и без регистрации можно на этой странице, просто кликнув по кнопке «Скачать Криптонские campspot из супермена» или загрузить через торрент.

Представим, что вы решили создать 3D-модель города: первые шаги в этом деле могут быть довольно трудны, но увлекательны.

Нельзя говорить о том, что подобные технологические тренды появились только в последние годы, однако они все более и более набирают популярность. Планомерная работа специалистов в этом направлении ведется уже десятки лет.

Возможно, история такого творчества не так длинна по сравнению со многими другими, но при этом за короткое время своего существования это направление пережило бурное и стремительное развитие.

Появление 3D-рисунков и планов тесно связано с развитием геоинформационных технологий (ГИС), благодаря чему полученные панорамы территорий обладают высокой точностью и привязкой к реальным географическим координатам. Активно набираются данные для создания трехмерных геоинформационных систем, и считается, что за таким способом хранения данных будущее.

Основные способы построения объемных рисунков городского пространства и других территорий подразделяются на следующие виды:

  • автоматические;
  • полуавтоматические;
  • ручные.

Первое направление — это самое легкое направление с точки зрения тех навыков, которые требуется от будущего создателя 3D-рисунков. Однако, такие технологии были созданы относительно недавно, а для получения данных для представления информации в объемном виде необходим определенный набор аппаратного и программного обеспечения.

Помимо специальных компьютерных программ требуется наличие цифровых камер Pictometry или Geosystem 3-OC-1, а также самолет для осуществления аэрофотосъемки. Если к преимуществам такой технологии относится ее высокая скорость и фотореалистичность, то к недостаткам можно причислить недостаточную точность с точки зрения геометрии и низкое качество текстур изображения.

Кроме того, в процессе автоматического построения объемного представления территории возникают многочисленные погрешности. Многие объекты, которые в реальности отличаются друг от друга, в модели сливаются между собой. Таким образом, изображение становится недостаточно детализированным: здания, деревья и рельеф зачастую выглядят как одна сплошная поверхность.

Полуавтоматические способы воплощения подобных концепций во многом сглаживают недостатки предыдущей методики реализации объемных изображений городов. Однако, точно так же результат работы обладает низкими текстурами вследствие низкого разрешения аэрофотоснимков по сравнению с изображениями, полученными с помощью наземной фотосъемки.

Зато геометрическая точность такого трехмерного воплощения существенно повышается, а здания в ней становятся полноценными отдельными объектами.

Более традиционными и в то же время трудоемкими методами релиазации объемных панорам различных территорий являются ручные инструменты компьютерного софта. Для этих целей используется следующее программное обеспечение:

  • ArcGIS+3DAnalyst;
  • Google SketchUp4;
  • ArchiCAD;
  • AutoCAD;
  • 3ds Max.

Процесс работы над деталями панорамы является очень трудоемким, однако, чем больше сил прикладывается к реализации такого масштабного дела, тем лучше результат. Современные графические редакторы, используемые в программах, связанных с геоинформационными системами, позволяют немного облегчить творческую работу, однако все равно большинство операций проводится вручную.

Именно таким образом работали над реализацией концепции по воплощению в жизнь макета подмосковного городка Дубны, который вы можете увидеть на представленном видео.

К недостаткам таких методов является низкая фотографическая реалистичность полученного проекта. В процессе подготовки проекта изображение, полученное с помощью фотосъемки, соединяется со стандартными текстурами графических библиотек. Чаще всего результат такого синтеза получается нереалистичным и искусственным.

Воплощение территорий в трехмерном виде отличаются недостаточной точностью с точки зрения точности передачи объемных объектов, таких как многочисленные здания, разбросанные по городу. Для удобства работы сооружения поддаются типологии, что во многом схематизирует результаты творческого процесса.

Однако, в ручном исполнении существует множество преимуществ. Результаты работы обладают высокой степенью детализации, а каждый объект наделен атрибутивной информацией, которая к нему привязана.

Фотографии обрабатываются вручную оператором. При этом процессе убираются все лишние объекты, обрабатываются нечеткие линии, устраняются тени, корректируется полученное изображение.

Для тех, кто хорошо разбирается в компьютерных технологиях, не составит большого труда разобраться в специфических инструментах, представленных в геоинформационных системах. Однако, не все программы представлены в свободном доступе, ведь они предназначены для профессионального использования.

Сам процесс создания 3D-моделей очень трудоемкий. И, чтобы создать детализированную модель, вам придется потратить немало времени и сил. Зачастую многие подобные проекты создаются целым коллективом разработчиков.

Модели городов России

Наша родина богата своими достопримечательностями, разбросанными по всей нашей необъятной территории. Одну из трехмерных панорам создали для такой туристической мекки, как Санкт-Петербург. Представленная концепция отличается глубокой степенью проработки и поражает количеством маленьких деталей.

Когда речь идет о воплощении в жизнь 3D-макета города, первое, что приходит в голову, это необходимость проработки архитектурных деталей.

Однако, помимо зданий и сооружений, схема Санкт-Петербурга включает в себя и другие детали: транспорт, элементы ландшафтного дизайна, а также фигурки людей.

В макете Санкт-Петербурга, информацию о котором можно при желании найти на одном из популярных IT-порталов, воспроизведен город в том виде, в каком он представал перед туристами в далеком 18 веке. Соответственно, окружающая обстановка и костюмы жителей соответствуют именно той исторической эпохе.

Масштаб представления данных в макете — 1:87. Концепция его воплощения очень тщательно проработана и сразу же привлекает к себе внимание аудитории своей детальностью.

Здесь внимательный зритель сможет при желании насчитать 1000 различных зданий, а также 25 тысяч человек, гуляющих по дорогам протяженностью в 305 метров в рамках модели. А сколько это составляет при переводе на реальные цифры, особо любознательные читатели могут рассчитать самостоятельно.

Кстати, горожане столицы Российской империи не только гуляют: это прерогатива более обеспеченных слоев населения. Простой рабочий люд в это время трудится в многочисленных мастерских, разбросанных по городу.

Площадь миниатюрного города составила 1,5 тыс. квадратных метров. Отличительной особенностью данного проекта является то, что в ней есть и водные элементы. Ведь Санкт-Петербург — известная морская столица, которая славится своими многочисленными реками и каналами.

На функционирование такого уникального объекта расходуется около 20 тысяч тонн водных ресурсов. Масштабы такой идеи по-настоящему впечатляют.

Бюджет создания такой интересной объемной панорамы составил порядка 5 миллионов долларов. А уж сколько трудовых усилий потратили на него его создатели, остается загадкой.

Объемные рисунки городов

Если вы задались целью создания модели любой территории, лучше всего начинать с самых простых техник и приемов. Для начала набросайте небольшой рисунок, который сможет стать прототипом вашего будущего проекта.

Построением 3D-схем городских территорий профильно занимаются многие архитектурные компании. Данные для построения панорам обладают высокой точностью благодаря использованию современных достижений аэрофотосъемки.

В ходу многочисленные геоинформационные технологии, которые не оставляют никакие, даже самые амбициозные проекты, без возможности реализации.

Современные возможности по созданию объемных изображений городов просто поражают даже самое изощренное воображение. Например, компания «ГеоСкан» создала трехмерный рисунок такой крупной точки на карте России, как Томск.

Она охватывает собой основную часть территории площадью 320 квадратных километров. Проект отличается высокой детализированностью и точностью привязки к географическим координатам.

Такая профессионально созданная панорама города имеет самые широкие возможности практического применения. Речь идет как о нуждах кадастра, так и о туристических целях. Есть возможность использовать использовать данный проект при размещении объектов торговли и транспорта, а также при оказании информационных услуг населению.

Объемные изображения и рисунки можно использовать и в деле, связанном со спасением жизни людей. Например, такие проекты могут понадобиться при прогнозировании различных чрезвычайных ситуаций, а также планировании эвакуационных и спасительных мероприятий.

Подобные проекты могут помочь и в налаживании инвестиционной деятельности города. Наглядность модели способствует привлечению потенциальных инвесторов, готовых вложить средства в дальнейшее развитие и реализацию потенциала территории.

Панорамы городов мира

Естественно, что технологии объемного моделирования известны не только в России, но уже давно успели распространиться по всему миру.

Если говорить о наших ближайших созданиях, то в Молдавии создали 3D-схему своей столицы — Кишинева. Проект разработали студенты факультета градостроительства и архитектуры, получающие свое образование в стенах Технического университета Молдовы.

О начале работы над проектом было заявлено в 2015 году. По сравнению с упомянутым выше Санкт-Петербургом, Кишинев представляет собой достаточно небольшой населенный пункт. Соответственно, и студенческий проект выглядит не столь масштабным. Планируется, что в готовом виде инсталляция займет всего лишь 400 метров квадратных по площади.

Любая студенческая работа, как правило, создается не только с обучающей целью, но и в расчете на последующее практическое применение.

А ведь 3D-модели в последнее время получили невероятную популярность, и они вполне могут стать новым городским туристическим объектом наряду с традиционными достопримечательностями.

Еще одна возможность практического применения подобного объемного изображения заключается в возможности установить его на улицах города и создать таким образом своеобразный туристический путеводитель.

Для этого всего лишь необходимо дополнить первоначальный проект светодиодным освещением. И, конечно же, не стоит забывать о профиле подготовки, по которому обучаются студенты, выступающие в роли авторов данной концепции.

Готовые результаты кропотливой работы можно использовать для обеспечения наглядности в процессе архитектурного проектирования.

Есть мнение, что никакое 3D-моделирование при помощи современных компьютерных программ не способно полностью заменить построение настоящих моделей, в которых полностью соблюдаются возможности представления объектов с их шириной, высотой и глубиной.

Только на таких объектах можно избежать искажений и погрешностей, что обеспечит точность при проведении градостроительного планирования и архитектурного проектирования.

Создание объемных панорам различных территорий — это новый популярный тренд. В интернете можно найти ресурсы, где умельцы компьютерного моделирования выкладывают свои работы, доступные для скачивания.

Результаты кропотливого творческого процесса представлены в различных цифровых форматах, что облегчает поиск софта для их просмотра с помощью персонального компьютера и делает его выбор более широким и разнообразным.

И цель воплощения в жизнь таких трехмерных рисунков не направлена на архитектурное проектирование. Речь идет, скорее, о демонстрации возможностей современных информационных технологий и графических редакторов.

Созданные трехмерные панорамы поражают воображение. В сети появляется множество восторженных отзывов на подобные работы графических дизайнеров.

За 1 месяц с помощью применения полуавтоматических геоинформационных технологий была создана трехмерное изображение территории Винницы, которая расположена на Украине. При ее создании использовалась программное обеспечение «Геосистема», а для проведения съемок применялась камера 3-DAS-1.

Полученные данные обладают высокой точностью и охватывает собой практически все районы рассматриваемой территории. Площадь проекта составляет 3 квадратных метра.

Накоплением геоинформационных данных активно занимаются такие известные компании, как Microsoft и Google . Всем известная возможность виртуальных прогулок по улицам основных крупных точек мира, предоставляемая сервисом Гугл Карты. В настоящее время трехмерная передача данных о земной поверхности становятся неотъемлемым атрибутом баз данных, содержащих географическую информацию.

Крупные компьютерные корпорации выкупают новейшие и самые перспективные технологии у более мелких разработчиков. Буквально за последние 5 лет геоинформационные технологии существенно обогатились за счет появления новых разработок в этой области, а также их коммерческого воплощения.

Все более укрепляются позиции полностью автоматизированных технологий воплощения объемных панорам, представляющих различные виды на карте мира.

Всем известна популярная технология Google Earth . При создании и наполнении его 3D-слоя используются ручные инструменты моделирования. Для этого применяется разработанная той же компанией технология Google SketchUp.

Все созданные различными редакторами, разбросанными по всему миру, полученные данные проходят предварительную модерацию при помощи специального сервиса на сайте 3D Warehouse. Таким образом, сервис Google Earth пополняется только проверенной информацией.

Трехмерные видео-реконструкции древних городов, ныне совершенно изменившихся или вовсе исчезнувших, в последнее время стали важной составляющей исторической науки. Компьютерные технологии позволяют в деталях восстанавливать утраченные памятники архитектуры и целые поселения. Они служат «наглядными пособиями», позволяющими получить комплексное представление о том, какими были Александрия и Вавилон, Древний Рим и города античной Греции, узнать, как развивался Египет и с чего начинался Париж.

Древний Рим - 320 г. нашей эры

На создание 3D-модели под названием Rome Reborn – «Возрожденный Рим» – ушло около 10 лет. С 1997 года над проектом совместно работали Институт высоких технологий и гуманитарных наук при университете Вирджинии, Калифорнийский университет, Политехнический университет в Милане, университет Бордо III и университет города Кан. Цифровая модель показывает Рим таким, каким он был – судя по собранным историками данным – в 320 г. н.э. Это период, когда Рим уже достиг своего пика развития. Население города к тому моменту составляло около миллиона человек, уже были построены первые христианские храмы. Ролик позволяет увидеть город с высоты птичьего полета и даже заглянуть внутрь некоторых сооружения – в Колизей, Сенат или базилику императора Максенция.


Коринф II век нашей эры


Над созданием видео-реконструкции древнегреческого Коринфа трудился творческий коллектив «История в 3D » – Данила Логинов , Андрей Жаров и Вячеслав Дербенев. Античный город, которому уже более двух с половиной тысяч лет, располагался в 7 км от одноименного современного города, у подножия горы Акрокоринф. На видео Коринф представлен таким, каким он, как предполагается был во II веке нашей эры – в эпоху своего расцвета в составе Римской Империи. Видео позволяет взглянуть на город с высоты птичьего полета, увидеть высокие крепостные стены, прогуляться по мощенным улицам. Детально проработана центральная часть Коринфа, площадь с фонтаном Пирена, храм Аполлона, агора, римский театр. Основой для создания столь подробной реконструкции послужили археологические исследования, монеты с изображениями коринфских зданий и письменные свидетельства.

Кроме Коринфа команда также реконструировала Древний Рим , Севастополь 1914 года и другое .


Карфаген - Пунический и римский периоды


Небольшой фильм о Карфагене, каким он был до разрушения римлянами, создан известным французским тележурналом Des Racines et des ailes. Карфаген, основанный в 814 г. до н. э., располагался на севере Африки, на берегу Тунисского залива. Подробная видео-реконструкция сопоставляет 3D-модель древнего города с сохранившимися на территории современного Туниса руинами. Особое внимание в ролике уделено карфагенской гавани с адмиральским (суффетским) островом. Показан канал шириной более 20 метров, соединяющий торговую гавань с морем. Детально воссоздан и сам город со всеми основными памятниками пунического и частично римского периодов.


Вавилон - 1200-е гг. н. э.


3D-реконструкция Вавилона создана Byzantium 1200 для выставки о Месопотамии, которая прошла в 2013 году в Королевском музее канадской провинции Онтарио. Разработчики ролика – некоммерческий проект, в первую очередь занимающийся компьютерной реконструкцией утраченных византийских памятников XIII века. Короткий видео-тур по Древнему Вавилону позволяет увидеть его главные улицы, основные храмы и одно из семи чудес света – висячие сады.

Александрия - 51 г. до н. э.


Александрия − второй по величине город современного Египта, расположенный на побережье Средиземного моря, был основан Александром Македонским в 331 г. до н. э. Реконструировать величественный город Клеопатры и Юлия Цезаря взялись разработчики сайта ancientvine.com . На основании последних исследований и теорий известного археолога Фрэнка Годдио (Franck Goddio) удалось достаточно точно воспроизвести порт и одно из семи чудес Древнего мира – Александрийский маяк. Александрия показана в период своего расцвета – 51 г. до н. э. Столицей Египта и важным торговым портом она оставалась до серии землетрясений и цунами, из-за которых город пришел в упадок. В наши дни Александрия служит главным морским портом Египта.

Пальмира


Видео-реконструкция Пальмиры разработана командой издательского дома Al-Aous Publishers и Института культуры Сирии в 2009 году. Историки и археологи начали активно изучать один из крупнейших античных городов Ближнего Востока только в середине XX века. На основании изучения уцелевших памятников, письменных источников и т.д. удалось не только сделать видео, но и выпустить книгу о Пальмире.

В свете последних событий над созданием новых и более подробных виртуальных моделей Пальмиры работают специалисты в разных городах и странах мира.

Цивилизация майя


Фильм создан Матиасом Кольшмидтом (Mathias Kohlschmidt) и командой Maya-3d . История народов и культур, относившихся к цивилизации майя, насчитывает более 2500 лет. Города и поселения охватывали территории современных Гватемалы, Белиза, Гондураса, Сальвадора, юго-восточных штатов Мексики и полуострова Юкатан. На основании археологических исследований сохранившихся до наших дней памятников архитектуры и истории удалось воссоздать приблизительный облик древних городов майя, показать декор построек и их внутреннее убранство.

Исчезнувшие города

Помпеи


Издательский проект Archeolibri выпустил документальный фильм – виртуальное путешествие в древнеримский город Помпеи в период его расцвета. Город располагался на берегу Неаполитанского залива, но был уничтожен извержением вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Трехмерная реконструкция, основанная на археологических данных хорошо исследованных Помпей (раскопки там начались в XVIII веке), позволит увидеть город до разрушения, пройти по базилике, заглянуть в храмы, термы и театр.

Амайя


Руины Амайи расположены в Португалии на территории природного парка Сьерра-де-Сан-Мамеде. Этот город был основан в I в. н. э. на территории тогдашней римской провинции Лузитания. Но в период с V по IX вв. город пришел в упадок и постепенно был заброшен. Серьезные археологические исследования римского города начались только в 1994 году. C 2007 года работы возглавил Эворский университет совместно с консорциумом институтов других европейских стран. Исследования проводились с применением современных технологий, позволяющих понять структуру города, остающегося под слоем земли, без раскопок и других потенциально опасных для памятников методов. На основании полученных данных команде Radio-Past удалось сделать 3D-реконструкцию, воссоздав не только улицы и фасады, но и внутреннее пространство многих знаковых построек.

Пергам


Пергам – античный город на западе Малой Азии – реалистично и исторически точно воссоздан в 3D немецкими специалистами во главе с Клеменсом Поблоцки (Clemens Poblotzki). Фильм изображает ныне исчезнувший город, основанный в XII в. до н. э. В период своего расцвета это был крупный экономический и культурный центр. Сегодня от него уцелели лишь руины на северо-западной окраине современного турецкого города Бергам. Трехмерная модель позволяет представить, какими были знаменитый акрополь Пергама, расположенный на террасах высокого холма, дворцы местных царей, цитадель, арсенал, храм Афины с примыкавшей к нему Пергамской библиотекой, и алтарь Зевса (ныне большую его часть можно увидеть в берлинском Пергамон-музеуме).

Европа в средние века и Раннее Новое время

Лондон - XVII век


Модель сохранившего средневековый облик Лондона до Великого пожара 1666 года разработали шесть студентов-второкурсников университета Де Монфор. Их команда под названием Pudding Lane Productions выиграла конкурс, организованный Британской библиотекой и компаний Crytek, специализирующейся на разработке компьютерных игр, и тем самым получила право реализовать свой проект. Получилось трехминутное видео, основанное на исторических картах и гравюрах Лондона середины XVII века из коллекции Британской библиотеки. Реалистичная анимация показывает несколько детально проработанных улиц у восточной стены города, включая район Пуддинг-лейн.

О деталях проекта и этапах работы подробно написано в блоге авторов.

Болонья - XIII век


Средневековая Болонья была культурным и историческим центром Европы. В этом городе до сих пор функционирует старейший в Европе университет, основанный в 1088 году, и несколько древних каменных башен из тех, что когда-то наполняли весь город. Панораму Болоньи, и сегодня сохранившей свой средневековый дух, реконструировали Даниэль Рампулла (Daniel Rampulla) и студия Sotto Le Torri. Подробную информацию можно найти на сайте проекта Tower and Power .

Берген - XIV век


Второй по числу жителей город Норвегии, уступающий лишь столице – Осло – был основан в XI веке, а в середине XIV века, в показанный в ролике период, был важнейшим торговым центром Северной Европы, крупным ганзейским городом. Авторы видео, археолог Рагнар Бёрсхейм (Ragnar L. Børsheim) и специалисты по исторической визуализации Arkikon , накладывают современный город на средневековый, чтобы показать, насколько за прошедшие столетия Берген выдвинулся в сторону моря с помощью намывных территорий. Также в ролике подробно показаны средневековые деревянные дома, совсем не похожие на сохранившиеся до наших дней, храмы, улочки, и, конечно, порт.

Париж

История Парижа насчитывает более двух тысячелетий. За это время город прошёл долгий путь развития от небольшого кельтского и римского поселения, носившего название Лютеция, до современного мегаполиса, одного из важнейших городов мира. Один из самых красивых виртуальных туров охватывает наиболее значимые этапы развития и формирования Парижа за все века. Начав с крохотного посёлка 52 г. до н.э., авторы фильма последовательно воссоздали галло-римский период, средневековье, Новое и Новейшее время. Трехмерная реконструкция позволяет своими глазами увидеть , как строился Собор Парижской Богоматери, Лувр, Бастилия, Эйфелева башня.

Оставьте свой комментарий!

Похожие статьи