Какие бывают сабвуферы и чем они друг от друга отличаются. Сабвуфер – выбираем удовольствие

03.08.2019

Сегодня на страницах БасКлуба поговорим о том, какими основными параметрами обладает автомобильный сабвуфер и попробуем в этих параметрах немного разобраться. Для чего нужны эти параметры, спросите Вы? Все просто, эти параметры нужны при проектировании правильного акустического оформления для вашего сабвуферного динамика. А можно обойтись без этого всего, без параметров и теории? Легко. И вы, на нашем , пополните ряды пользователей, которые постоянно задают вопросы подобного плана: «а почему мой сабвуфер гудит, а не играет», «а почему мой сабвуфер играет тихо», «а почему у меня нет плотного и качественного баса» и т.д. Автомобильный сабвуфер это прежде всего отдельная акустическая система, предназначенная для качественного и полноценного воспроизведения низких частот звукового диапазона, обычно это диапазон от 20 Гц до 80 Гц. Скажем прямо, настоящего баса, глубины звучания в автомобиле без сабвуферы вы не получите никогда. Обычная акустика не способна заменить сабвуфер, она конечно пытается это сделать, но в итоге мы получаем только жалкую пародию на бас. Применение же сабвуфера позволит вам разгрузить акустику на низких частотах и позволит придать яркости и глубины звучания ваших любимых музыкальных композиций. Качество звука значительно повысится, поскольку вам не придется перегружать фронтальную акустику «басом», следовательно уменьшится и количество искажений.

Параметры
Остановимся на основных параметрах сабвуферного динамика, понимание этих параметров вам очень пригодиться в процессе проектирования и построения ящика для вашего сабвуфера. Абсолютный минимум данных для расчета сабвуферного ящика это, резонансная частота динамика Fs, полная добротность Qts и эквивалентный обьем Vas. Если вы не знаете хотя бы одного из этих параметров, а самому их измерить у вас нет возможности — браться за этот динамик не стоит. Ничего путного расчитать вы не сможете.

Резонансная частота (Fs)
Резонансная частота — это частота резонанса динамика без какого-либо акустического оформления. Она так и измеряется — динамик подвешивают в воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов, так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных характеристик — массы подвижной системы и жесткости подвески. Бытует мнение, что чем ниже резонансная частота, тем лучше выйдет сабвуфер. Это верно только отчасти, для некоторых конструкций излишне низкая частота резонанса — помеха. Для ориентира: низкая — это 20 — 25 Гц. Ниже 20 Гц — редкость. Выше 40 Гц — считается высокой, для сабвуфера.

Полная добротность (Qts)
Добротность в данном случае — не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор — источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это — как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больий, чем выше полная добротность системы. Самая высокая добротность, измеряемая тысячами — у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует. Популярный метод диагностики подвески машины покачиванием — не что иное как измерение добротности подвески кустарным способом. Если теперь привести подвеску в порядок, то есть прицепить параллельно пружине амортизатор, накопленная при сжатии пружины энергия уже не вся вернется обратно, а частично будет загублена амортизатором. Это — снижение добротности системы. Теперь опять вернемся к динамику. С пружиной у динамика все, вроде бы, ясно. Это — подвеска диффузора. А амортизатор? Амортизаторов — целых два, работающих параллельно. Полная добротность динамика складывается из двух: механической и электрической.

Механическая добротность определяется главным образом выбором материала подвеса, причем в основном — центрирующей шайбы, а не внешнего гофра, как иногда полагают. Больших потерь здесь обычно не бывает и вклад механической добротности в полную не превышает 10 — 15%. Основной вклад принадлежит электрической добротности. Самый жесткий амортизатор, работающий в колебательной системе динамика — это ансамбль из звуковой катушки и магнита. Будучи по своей природе электромотором, он как и полагается мотору, может работать как генератор и именно этим и занят вблизи частоты резонанса, когда скорость и амплитуда перемещения звуковой катушки — максимальны. Двигаясь в магнитном поле, катушка вырабатывает ток, а нагрузкой для такого генератора служит выходное сопротивление усилителя, то есть практически — ноль. Получается такой же электрический тормоз, каким снабжены все электрички. Там тоже при торможении тяговые двигатели заставляют работать в режиме генераторов, а нагрузка их — батареи тормозных сопротивлений на крыше. Величина вырабатываемого тока будет, естественно, тем больше, чем сильнее магнитное поле, в котором движется звуковая катушка. Получается, что чем мощнее магнит динамика, тем ниже, при прочих равных, его добротность. Но, конечно, поскольку в формировании этой величины участвуют и длина провода обмотки, и ширина зазора в магнитной системе, окончательный вывод только на основании размера магнита было бы делать преждевременно. А предварительный — почему нет? Базовые понятия — низкой считается полная добротность динамика меньше 0,3 — 0,35, высокой больше 0,5 — 0,6.

Эквивалентный объем (Vas)
Большинство современных головок громкоговорителей основано на принципе «акустического подвеса». Концепция акустического подвеса заключается в установке динамика в такой объем воздуха, упругость которого сопоставима с упругостью подвеса динамика. При этом получается, что в параллель к уже имеющейся в подвеске пружине поставили еще одну. Эквивалентным объемом будет при этом такой, при котором веновь появившаяся пружина равна по упругости уже имевшейся. Величина эквивалентного объема определяется жесткостью подвеса и диаметром динамика. Чем мягче подвес, тем больше будет величина воздушной подушки, присутствие которой начнет беспокоить динамик. То же происходит с изменением диаметра диффузора. Большой диффузор при одном и том же смещении будет сильнее сжимать воздух внутри ящика, тем самым испытывая большую ответную силу упругости воздушного объема. Именно это обстоятельство зачастую определяет выбор размера динамика, исходя из имеющегося объема для размещения его акустического оформления. Большие диффузоры создают предпосылки для высокой отдачи сабвуфера, но требуют и больших объемов. У эквивалентного объема интересные родственные связи с резонансной частотой, без осознания которых легко промахнуться. Резонансная частота определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем — диаметром диффузора и той же жесткостью. В результате возможна такая ситуация: предположим, имеется два динамика одинакового размера и с одинаковой частотой резонанса. Но только у одного из них это значение частоты получилось вследствие тяжелого диффузора и жесткой подвески, а у другого — наоборот, легкого диффузора на мягком подвесе. Эквивалентный объем у такой парочки при всей внешней схожести может различаться очень существенно, и при установке в один и тот же ящик результаты будут драматически различны.

Представляем необычную конструкцию НЧ колонки типа сабвуфер открытого типа, построенной на основе динамика 15-дюймов B&C 15PLB76. Громкоговоритель имеет 400 Вт, и использует только небольшую часть этой мощности. Конструкция подразумевает получение детального и естественного баса, небольшой размер, вес и простоту настройки.

Конструкция сабвуфера открытого типа

Корпус, точнее несущая рама, полностью изготовлен из алюминиевого листа толщиной 10 мм. Для этой цели он подходит идеально, так как панель на которой смонтирован динамик, будет максимально светлой, легкой и в то же время жесткой.

Основой саба является диск диаметром 350 мм — остаток отверстия, вырезанного под громкоговоритель, — таким образом минимизированы материальные затраты, и в то же время получился необычный внешний вид основания.

Передняя панель крепится к основанию с помощью 5-ти винтов с внутренним шестигранником M6x20 и дополнительно укрепляется металлическим клеем. На рамку черная матовая краска наносилась в виде аэрозоля (алюминиевые поверхности обезжиривались предварительно и обрабатывались грунтовочной краской).

Следующим шагом было прикрепление бакелитовых полок, на которых установлены гнезда SPEAK-ON. В результате получилась очень жесткая, прочная и легкая конструкция сабвуфера, причем без особых усилий по изготовлению, что неизбежно в случае сборки деревянных конструкций.

Кроссовер, УМЗЧ и фильтр саба

Пассивный кроссовер очень прост и представлен только фильтром нижних частот первого порядка на основе индуктивности 17,5 мГн. Также использован перед УМЗЧ активный фильтр, построенный на основе операционных усилителей OP275GP с возможностью регулировки усиления и обрезания с помощью фильтра 24 дБ / октаву. Этот громкоговоритель питается от усилителя мощности 2 х 500 Вт, работающего в мостовом режиме.

Стоимость тут определяется в основном динамиком, а если динамик есть — остальное мелочи (материал + обработка + краска + винты = примерно 1000 рублей).

Сравнение открытого сабвуфера с закрытым

Скажем кратко. Полученный бас — это полностью отсутствующая лишняя звуковая окраска, великолепная легкость и скорость. Конечно, если смотреть на эффективность, то мощность сильно уступает . С этим «корпусом» возникает своеобразное акустическое короткое замыкание, которое ограничивает эффективность. В таком случае разумный контроль возможен только по оси набора, что является огромным плюсом. В решениях такого типа излучение происходит только в одной плоскости (спереди — сзади). Таким образом бас присутствует только там, где он нужен, то есть на диване (где сидят слушатели / зрители ТВ), у соседей и в других комнатах он отсутствует.

Конечно у подобных конструкциях есть существенный недостаток такого решения: его трудно чистить от пыли при уборке. Здесь присутствует низкая энергоэффективность и проблема с оптимальной настройкой набора относительно слушателя (настройка вправо / влево). Но зато вы можете получить, обладая совсем небольшим знаниями, материалами и слабой акустикой помещения, прекрасный эффект басов.

Быстрый и чёткий бас, отсутствие окраски, и соседи не жалуются. А комната не лишается бесценного жилого пространства, к тому же выглядит такой динамик весьма винтажно.


Сабвуфер
- это устройство, которое предназначено для воспроизведения низких частот звука. Сабвуфер рассчитан на воспроизведение звуковых волн с частотой от 10 до 150 Гц. Нужно иметь в виду, что это устройство является дополнением к акустической системе и нельзя подключить только его. Самым оптимальным вариантом будет подключить впереди две колонки, сзади две колонки и сабвуфер. Если поставить в автомобиль только один сабвуфер, этого вполне хватит. Хорошо будет, если впереди будут высокочастотные динамики.

Автомобильные сабвуферы бывают двух типов: открытые и корпусные. Как несложно догадаться, корпусные сабвуферы находятся в специальном корпусе, а открытые - без него. Открытые сабвуферы вставляются под полку сзади или под заднее сидение автомобиля. Корпусные сабвуферы бывают активными и пассивными. Их разница в том, что в активные встроен усилитель, а в пассивные - нет. Различия между ними есть и в цене. Пассивные усилители в 2-3 раза дешевле. При выборе активных сабвуферов, нужно быть внимательней, так как для снижения стоимости в них часто встраивают некачественные динамики. Если у вас нет отдельного усилителя, а тип кузова вашего автомобиля универсал или хэтчбек, то лучше всего выбрать активный сабвуфер и не переживать, что полка багажника не будет пропускать звук. В седанах же, лучше всего установить сабвуфер открытого типа в заднее сидение. Такие сабвуферы нуждаются в отдельном источнике питания.

Сабвуферы с корпусом бывают трех видов:

1. Ящик с динамиком . В такой сабвуфер не входит воздух. Этому типу сабвуферов характерны небольшие размеры четкий бас, но не очень сильный звук.

2. Фазоинвертор . В такое устройство попадает воздух. При создании сабвуфера величина, форма и местоположение отверстие с точностью рассчитываются. Если этого не сделать, то сабвуфер будет издавать непонятные звуки и хрипы. При выборе сабвуфера остановитесь на самой известной фирме, тогда не прогадаете. Сабвуферы с фазоинвертором являются самыми распространенными.

3. Банд-пасс ящик . В таком сабвуфере динамики расположены в ящике, а звук выходит из специального отверстия. Высокочастотные звуки четкие, но негромкие. В них большое внимание уделяется красоте. Делается прозрачный корпус и устанавливается красивая подсветка.

В сабвуферах обычно используются динамики диаметром от 8 до 15 дюймов. Чем больше величина динамика, тем громче он играет. Лучшим вариантом для автомобиля будет сабвуфер с динамиком диаметром 10-12 дюймов.

Многие автолюбители не представляют себя за рулем автомобиля без прослушивания хорошей музыки. Ведь в салоне они находятся достаточно времени, и хочется сочетать полезное занятие с приятным. Преимущества приобретения акустической системы в авто налицо: музыка помогает снять стресс от многочасового вождения. Однообразное напряженное занятие является причиной стресса.

Прослушивание приятных мелодий отвлекает от рутины, помогает успокоиться и расслабиться, но только в том случае, если из динамиков не доносятся хрипы, и мелодия в целом больше похожа на набор всевозможных скрипов, стуков и скрежета. От качества звучания напрямую зависит восприятие звуков и эффект от звукового воздействия. Оптимальный вариант для качественного прослушивания музыкальных композиций – автомобильный сабвуфер в дополнение к уже имеющимся динамикам.

Чем сабвуфер отличается от динамиков

«Сабвуфер» представляет собой конструкцию акустического типа, которая способна воспроизводить звуковые басы низких частот высокой мощности. Сабвуфер – это не самостоятельное устройство, а дополнение к акустике с целью улучшить качество звука.

Саб отличается от динамиков не только внешне, но и большинством технических характеристик. Он больше по диаметру диффузора и рассчитан на воспроизведение звуков с диапазоном от 10 до 150 Гц. Обычно о приобретении саба задумываются автолюбители, в салоне автомобиля которых уже установлены передние и задние динамики.

Перед тем как сделать выбор в пользу приобретения того или иного устройства, нужно иметь представление об особенностях системы звучания в машине.

Критерии выбора сабвуфера

Многие автовладельцы ориентируются на стоимость саба, не принимая во внимание ни основные акустические характеристики, ни производителя. Однако затраты на приобретение могут оказаться неоправданными, если учесть еще и установку саба в салон, в зависимости от ее типа. По совету специалистов, стоимость сабвуфера не должна превышать двадцати процентов стоимости машины.

При покупке сабвуфера следует учесть:

  • наличие свободного места в автомобиле, пригодного для размещения аппаратуры;
  • мощность колонок;
  • качество звука;
  • мощность сабвуфера и качество его работы.

Исходя из этих показателей можно уже поконкретнее определиться с выбором, опираясь на предпочтительные параметры и технические характеристики.

Если требования к качеству звука для автовладельца – не на первом месте, тогда лучше подойдет пара «усилитель + активный сабвуфер». Также второй вариант идеально подойдет для тех, кто не хочет дополнительно тратить средства и время на установку и настройку пассивного саба. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки.

  • — Sony
  • — Pioneer
  • — Alpine
  • — Helix
  • — Yamaha
  • — Supra
  • — JBL
  • — Mystery
  • — Kicx
  • — EDGE
  • — Blaupunkt

Выбрав производителя, рассмотрите следующий критерий – мощность и частотность. Ориентируясь на «золотую середину» (частота 200 ГЦ, мощность 800 Вт по максимуму), остановитесь на стоимости – зачем переплачивать за одинаковые характеристики? На стоимость саба оказывает влияние и материал изготовления и тип корпуса. Самый распространенный и приемлемый по цене – фазоинверторный закрытого типа.

Сабвуферные динамики в салоне автомобиля подходят не только меломанам, предпочитающих наслаждаться громкими низкочастотными звуками, но и водителям, которые после напряженного вождения хотят расслабиться, отвлечься на некоторое время на прослушивание тихой, спокойной мелодии.

Большинство автовладельцев любят слушать музыку в дороге: это могут быть радио или собственно избранные музыкальные композиции. Этому вопросу обычно уделяется главное внимание. Известно, что качественный звук полностью зависит от магнитолы и колонок. Такие комплекты продаются в магазине, но как выбрать сабвуфер в автомобиль? Попробуем разобраться.

Сабвуфер представляет собой специальную колонку, которая правильно воспроизводит звучание в диапазоне 10-150 Гц. Главной отличительной особенностью является достаточно внушительный размер диффузора. Такие устройства являются дополнением акустической системы в целом, превращая звук в наиболее глубоким и мощный.

Виды сабвуферов

Автомобильные сабвуферы подразделяются на активные и пассивные, они отличаются по параметрам и характеристикам. Среди их разновидностей выделяют открытые и закрытые. В них установлен усилитель и конденсатор. Активный монтируется в панель авто и не встроен в корпус. Открытый тип не дает баса с меньшей частотой.

А вот закрытые активные сабвуферы являются наиболее распространенными, они устанавливаются в корпус. Главными преимуществами активных считаются простая конструкция, низкая вероятность перегрузки динамика, конденсатор и качественный звук. Закрытые сабвуферы бывают следующих видов:

  • Герметичные. Устанавливаются в закрытый корпус. Они отличаются надежностью и простотой конструкции, но сравнительно низким КПД, поэтому используются довольно редко.
  • Фазоинверторные. Устройства в корпусе с тоннелем для авто, который выдает высококачественное звуковое сопровождение. Тоннель правильно распределяет частотные характеристики и уменьшает давление на диффузор. Это, в свою очередь, повышает КПД саба.
  • Полосовые. Включают в себя герметичный и фазоинверторный короб. В качестве основы полосовых сабов предусмотрен короб с тоннелем, а также усилитель, который разделен на два выходе стенкой. Задняя часть замкнута, что увеличивает жесткость диффузора, а в передней звук выводится через фазоинвертор и она открыта.

Отличие сабвуфера от динамика

Перед тем как выбрать сабвуфер в машину, необходимо помнить, что он значительно отличается от динамика, в том числе и внешним видом. Усилитель рассчитан на воспроизведение музыки в низкочастотном диапазоне. Короб следует правильно устанавливать уже тогда, когда в авто имеются динамики.

При установке сабвуфера звук в машине становится более качественным и объемным. Некоторые ошибочно думают, что если установить ни один короб, то эффект усилится. Это не так, потому что человеческое ухо не может воспринимать такие низкочастотные звуки.

Перед покупкой посмотрите на дополнительно установленные «пищалки». Они представляют собой автомобильные диффузоры маленького диаметра и высокой мощности, преобразуют звук и превращают звучание в максимально комфортное.

Конструкции сабвуферов

Всего существует пять разновидностей конструкций сабвуферов:

Недостаточно выбрать акустические составляющие сабвуфера, здесь важно учитывать разновидность кузова автомобиля.

Приведем несколько правил:

  1. В универсальных кузовах авто звук саба направляется фазоинвертором и динамиком по ходу движения.
  2. В хетчбеках не рекомендуется направлять активный динамик на сиденье. Лучше это сделать вверх или против хода.
  3. В седанах лучше направлять короб на заднее сиденье, так как звук получается наиболее качественным.

Зачем нужен конденсатор для сабвуфера

Конденсаторы в последнее время встречаются не только в дорогих моделях, но и в классических. Конденсатор – это специальный компонент, который служит в качестве дополнительного источника питания для усилителя. Этот элемент очень важен и имеет следующие особенности:

  • Конденсатор дает необходимую энергию усилителю. Бывают ситуации, когда нагрузки на короб саба и усилитель недостаточно, то есть аккумулятор не способен обеспечить их энергией. В этом случае и нужен конденсатор.
  • Почти все модели сабвуферов потребляют ток. Каким бы мощным не был аккумулятор, он не может обеспечить достаточную силу энергии.
  • Кроме того, аккумулятор и генератор обесточивают кондиционер, что негативно сказывается на эффективности.

Установка и зарядка

Конденсатор следует правильно устанавливать на расстоянии около 0,5 метров от усилителя. Это позволяет снизить нагрузку тока при сопротивлении проводов. На нем нельзя экономить, так как некачественный повышает риск перегорания предохранителя.

Если в конденсаторе не предусмотрена электронная схема, то рекомендуется подзаряжать лампочкой. Конденсатор устанавливается в системах любой мощности и не зависит от количества усилителей.

Что касается зарядки, то конденсатор полезно заряжать лампочкой 12 В, которая дает возможность пользователю понять, как происходит основной процесс. Он подразумевает следующее:


Разъемы всех конденсаторов оснащены позолотой, которая снижает сопротивление тока, а рабочее напряжение может достигать 24 Вольт. Таким образом, чем большую будет иметь мощность усилитель, тем большей емкости нужно покупать конденсатор.

Производители и стоимость сабвуферов

С концентраторами и разновидностями сабвуферов для авто разобрались. Теперь обратим внимание на стоимость и производителей. Цена различных производителей может существенно отличаться. Стоимость в этом случае зависит от компании, мощности, диаметра диффузора и других характеристик.

Среди автовладельцев огромной популярностью пользуются сабы компаний ALPINE, Pioneer, MYSTERY, Prology. Стоимость бюджетных моделей варьируется от 2 тысяч рублей. Среди них:

  • PROLOGY WOWBOX1200 (3000 рублей).
  • PROLOGY WOWBOX1000 (2500 рублей).
  • DRAGSTER DER210 (4000 рублей).
  • CADENCE MBX-12A (7500 рублей).
  • CADENCE XBP-122 (10 000 рублей).
  • ESX SXB-302 (12 000 рублей).

Существуют и более дорогие, мощные, высококачественные и надежные сабвуферы для авто. Их стоимость рассчитывается от 15 тысяч рублей. Это модели ALPINE SWD3000 и FOCAL BOMBA27V1.

В заключение еще несколько советов, к которым следует прислушаться, чтобы выбрать хороший сабвуфер для авто:

  • Не стоит первым делом учитывать мощность, так как у разных производителей она может быть занижена или завышена.
  • Универсальным размером динамика считается 30 сантиметров или 12 дюймов.
  • Рекомендуется приобретать проверенные фирмы-производители.
  • Настоящую мощность саба можно определить по высоте и размерам звуковой катушки.
  • Сабвуфер для авто должен быть немного мощнее, чем усилитель.
  • Хорошо, если верхний подвес будет выполнен из резины, а основной короб алюминиевый.
  • Если сабвуфер предполагается устанавливать в багажник седана, то необходим дополнительный запас мощности, который обеспечивает усилитель. Иначе звук будет искаженным и не качественным.

Выбор хорошего и качественного сабвуфера зависит от множества факторов, например, финансовых возможностей владельца авто, времени или внутреннего пространства в машине. Создать идеальную аудиосистему будет довольно легко, если приложить к выбору максимум сил и терпения.

Похожие статьи