Почему Кремль во Внукове: Григорий Бакунов о московской беде GPS. Российский программист объяснил аномалии с GPS возле Кремля

30.07.2019

В течение нескольких месяцев москвичи активно жалуются в соцсетях на некорректную работу мобильных приложений, использующих GPS-сигнал. С проблемами часто сталкивались пользователи «Яндекс.Навигатора», наблюдая неправильное определение местоположения машины в программе, а массовый характер жалобы приобрели после популяризации Pokémon Go в России.

Все сообщения объединяло одно: смартфоны начинают вести себя аномально при приближении к центру Москвы, где находится Кремль. Предположения и догадки пользователей проверил блогер и ведущий подкаста «Радио-Т» , известный как Bobuk: TJ публикует рассказ с разрешения автора.

В закладки

Григорий Бакунов. Фото TCEH

Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. В районе Кремля (и некоторых других местах) иногда возникают аномалии, которые заставляют все устройства с GPS думать, что они во Внукове.

Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы. Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS. О гипотезах «зачем» мы поговорим чуть позднее.

Дисклеймер: я не профессионал ни в GPS, ни в спуфинге, ни в журналистике, но я регулярно страдаю от сломанного сигнала GPS. Так как об этом всё еще не написали профессионалы и мобильные аналитики, мне пришлось попытаться разобраться в происходящем самому.

Что я, собственно, сделал: я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра. Кстати, три часа рассекать по городу на сигвее при температуре порядка 2 °C - то ещё удовольствие.

Красные области на картинке - зона покрытия «ложным» сигналом (чем краснее - тем сильнее сигнал), синие - замеры на направление источника сигнала, а жёлтая звездочка - моя гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Подробности о GPS читайте в «Википедии».

Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Обратите внимание: зона покрытия передатчика очень некруглая. Обычно это значит, что часть сигнала отражается и перекрывается зданиями вокруг. В силу этого «пятно зашумления» простирается от Солянки до Храма Христа Спасителя и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Я также пытался понять более точное расположение источника сигнала. Очевидно, что это не спутник! Точное расположение передатчика конечно же не было моей целью, но на картинке хорошо видно, где его можно поискать.

Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно.

Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Ещё одна загадка - почему подмена сигнала то включается, то выключается. Ответа у меня нет, единственное, что я могу придумать - систему еще только разрабатывают и внедряют. Или есть какие-то события, которые инициируют временное включение «глушилки».

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.

В силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, и для разных устройств количество искажений разное. Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по Wi-Fi и триангуляции базовых станций. Но, безусловно, проблемы при навигации это создает всем. Страдают пользователи всех приложений с навигацией, страдает качество прогнозов и пробок. У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша.

Что можно сделать, чтобы временно не страдать? Если у вас Android - выключить GPS. Если у вас iOS - смириться. Если у вас дрон от известных производителей - летать в других местах.

Сбои в системы GPS неприятно удивили москвичей: проезжаешь Кремль, а навигатор показывает аэропорт «Внуково». Эксперты при этом говорят о допустимых погрешностях: такое случается во всем мире

Та же проблема с другой стороны. Пассажиры в аэропорту «Внуково» хотят сесть в такси, которое на самом деле едет мимо Кремля. О сбоях в работе гаджетов с GPS и «Глонасс» в центре Москвы СМИ активно пишут уже больше месяца. Жалуются в основном водители и таксисты. Очередь дошла и до пассажиров.

История, которой с редакцией поделился один из таксистов: машина едет мимо Манежки, звонок: «Ало, я возле 12-ой колонны!» Водитель ничего не понимает. Никаких заказов рядом у него нет, но профессионализм и желание заработать заставляют мысленно пересчитать колонны Большого театра. А вдруг там клиент? Однако выясняется, что клиент видит таксиста в аэропорту «Внуково» на экране своего смартфона. Об этой проблеме мы уже рассказывали. Из-за сбоев в работе гаджетов человеку, проехавшему условно от ХХС до Солянки, может быть выставлен счет за путешествие длиной в 40 километров. У экспертов нет сомнений: на территории Кремля установили «глушилку». И в этом нет ничего удивительного. В мире это весьма распространенная практика, говорит заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Никитин.

Сергей Никитин заместитель руководителя Лаборатории по компьютерной криминалистики Group-IB «Надо не забыть, что, например, американская система GPS, у нее есть специальный стандарт: военный, гражданский. В случае, например, каких-то военных действий это гражданская система, которая работает по всему миру, может давать очень большую погрешность. То есть это специально заложено в саму систему, американцы могут ее переключить так, чтобы она давала очень низкую точность для гражданских, и только военные приемники могли получать настоящую точность. Это абсолютно нормально».

Проверить возможности американцев в плане работы с GPS можно все в том же центре Москвы.

Роман Ромачев генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» «У нас есть посольство США в Москве. Они так же используют подобную систему. Они могут в любой момент ее включить, и в радиусе с определенным расстоянием все отключится. Территория посольства — это территория США, там свои законы, они могут привезти любой девайс, который работает на расстоянии и 100 метров, и 5 километров».

Именно для того чтобы, в случае возникновения каких-то проблем, «не потеряться», мы запустили свою навигационную систему «Глонасс», у европейцев есть «Галилео», Китай развивает систему «Бэйдоу». К слову, когда в районе Кремля начинают сходить с ума всевозможные гаджеты, теряют связь со спутником или улетают во «Внуково», в том числе и приборы, работающие с «Глонасс». Однако во всех вышеперечисленных случаях речь идет о создании помех для оборудования, используемого гражданскими. Для подавления сигналов на военных частотах тоже есть свои «глушилки» и «антиглушилки», но это уже совсем другая история, говорит эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук Вадим Козюлин.

Вадим Козюлин эксперт ПИР-центра, профессор академии военных наук «Приборы глушения находятся на земле, а спутники располагаются наверху. Как ни глуши, снизу серьезная система навигационная поймет: помеха исходит снизу, подставит защитный экранчик против этой помехи и будет продолжать принимать сигналы со спутников сверху. Бороться с такими военными целями, которые наводятся по военному сигналу, значительно сложнее, но тоже возможно, есть определенные технические решения и для этой задачи».

Почему оборудование спецслужб в Москве телепортирует людей от Кремля именно во «Внуково»? Самая популярная версия: ФСО защищает Кремль от беспилотников. В ПО дронов сегодня якобы изначально зашита информация о бесполетных зонах. Это в том числе аэропорты. То есть даже если человек, управляющий коптером, захочет направить дрон поснимать с воздуха аэропорт, беспилотник не послушается.

Однако эксперты постоянно говорят об уязвимости коптеров. В частности, на недавней конференции в Токио была представлена система, которая позволяет перехватить управление любительским беспилотником с помощью простого радиоприемника. Еще раньше на другой конференции было наглядно продемонстрировано, как дрон со спецоборудованием поднялся в воздух к другим коптерам, отсканировал их и буквально увел за собой всю стаю.

Жители столицы обратили внимание на сбои в работе GPS: в центре Москвы, в районе Кремля жители стали отмечать аномалии, из-за которых смартфоны и навигаторы показывают, что они сейчас находятся во Внуково. Загадочное поведение GPS-устройств вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и поклонников Pokemon Go.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в Сети как Bobuk, провёл собственное расследование, результаты которого опубликовал на своём канале в . Разобраться в проблеме его побудило собственное любопытство и неудобства, возникающие при проезде этой зоны по пути на работу. Он взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приёмников, а также анализатор частот и в течение трёх часов разъезжал в районе Кремля, производя измерения.

«Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно, и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS- и ГЛОНАСС-спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации», - заметил Bobuk.

Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

Он также отметил, что для обмана GPS нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве.

«Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется», - пояснил Бакунов.


«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору. А в настройке готового аппаратно-программного комплекса, вероятно, использовались значения по умолчанию. «Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - написал блогер.

Кроме того, сообщил он, его читатели пожаловались на похожие проблемы в другом московском районе - метро «Динамо». По словам блогера, это тоже может быть обусловлено экспериментами на одноимённом стадионе.

Как отметил Бакунов Лайфу, гипотез по поводу спуффинга может быть две: помехи спецслужб для защиты должностных лиц, находящихся на территории Кремля, и борьба с дронами. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Бакунов считает наиболее вероятным, что это делается для борьбы с полетами дронов с камерами над Кремлем.

«Во всех дронах, которые продаются легально, встроена защита от взлёта на закрытых территориях. Это правило ввели США. Его никто не нарушает, так как всем хочется продавать свою продукцию на этом рынке», - пояснил он. По его словам, можно создать своего дрона, который сможет обходить эти запреты, или взломать серийный квадрокоптер, однако сделать это довольно сложно.

О проблеме стало известно этим летом. Сначала на Красной площади и прилегающих территориях владельцам GPS-навигаторов показывало, что они находятся в аэропорту Домодедово, недавно навигаторы начали показывать аэропорт Внуково.

"Сегодняшнее утро я потратил на то, чтобы разобраться в странной и неприятной ситуации с GPS в Москве. В районе Кремля (и некоторых других) иногда возникают аномалии, которые заставляют все устройства с GPS думать, что они во Внуково. Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы. Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS. О гипотезах "зачем" мы поговорим чуть позднее. Дисклеймер: я не профессионал ни в GPS, ни в спуфинге, ни в журналистике, но я регулярно страдаю от сломанного сигнала GPS. Так как об этом все еще не написали профессионалы и мобильные аналитики, мне пришлось попытаться разобраться в происходящем самому.

Что я, собственно, сделал: я взял с собой несколько разных GPS и GLONASS приемников, анализатор частот и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра. Кстати, 3 часа рассекать по городу на сигвее при температуре порядка 2 градусов цельсия - то еще удовольствие.

Следующим постом будет картинка, на ней красные области - зона покрытия "ложным" сигналом (чем краснее - тем сильнее сигнал), синим - замеры на направление источника сигнала, а желтая звездочка - моя гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это "гражданский" диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Подробности о GPS читайте в Википедии.

Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. Скорее всего один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Обратите внимание, зона покрытия передатчика очень некруглая. Обычно это значит, что часть сигнала отражается и перекрывается зданиями вокруг. В силу этого "пятно зшумления" простирается от Солянки до ХХС и от Охотного ряда до Овчинниковской набережной.

Я также пытался понять более точное расположение источника сигнала. Очевидно, что это не спутник:) Точное расположение передатчика конечно же не было моей целью, но на картинке хорошо видно, где его можно поискать

Интересно то, что подмененный сигнал "пересылает" в центр аэропорта Внуково. Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно.

Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Еще одна загадка - почему подмена сигнала то включается, то выключается. Ответа у меня нет, единственное, что я могу придумать - систему еще только разрабатывают и внедряют. Или есть какие-то события, которые инициируют временное включение "глушилки".

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.

В силу частотных характеристик сигнал довольно быстро затухает, и для разных устройств количество искажений разное. Скажем, андроидные устройства страдают чуть меньше айфонов, так как они реже используют геолокацию по GPS. Обычно данные о GPS они получают по wifi и триангуляции базовых станций. Но, безусловно, проблемы при навигации это создает всем. Страдают пользователи всех приложений с навигацией, страдает качество прогнозов и пробок. У всех поставщиков информации о заторах в районе Кремля регулярно образуется некоторая каша.

Что можно сделать, чтобы временно не страдать? Если у вас Андроид - выключить GPS. Если у вас iOS - смириться. Если у вас дрон от известных производителей - летать в других местах".

В середине октября в сети начали жаловаться на искажение сигналов GPS-навигаторов в Москве. Около Кремля гаджеты неправильно определяют местоположение и указывают, что это не Красная площадь, а аэропорт Внуково. Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в сети как блогер с ником Bobuk , провел собственный анализ ситуации и рассказал «Ленте.ру», кто и зачем подделывает GPS-сигналы, перенося москвичей, против их воли, в аэропорт.

Как все начиналось

С середины июля в Москве, в районе Кремля (и некоторых других), возникают аномалии, заставляющие все устройства с GPS думать, что они находятся в аэропорту Внуково. «Я решил разобраться, в чем дело. Ведь я постоянно езжу мимо Кремля: живу на Таганке, а работаю на "Парке культуры". И самая прямая дорога идет через Кремлевскую набережную», - говорит Бакунов.

«Эти аномалии с GPS совсем меня задолбали. И я положил в багажник несколько приборов, которые выклянчил у знакомых. Провел несколько экспериментов», - рассказывает он.

По словам блогера, когда он в очередной раз отправился на работу и обнаружил, что физически находится на Солянке, а GPS говорит: «вы во Внуково, здравствуйте», он нашел парковочное место, встал на сегвей и поехал снимать сигнал.

«Результаты моего исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к конкретному отрезку времени - с 9 утра до полудня. Кстати, три часа рассекать по городу на сегвее при температуре порядка двух градусов по Цельсию - то еще удовольствие», - отмечает Bobuk.

Следствие ведет Bobuk

В итоге блогер выяснил, что где-то внутри Кремля находится мощный передатчик. По его словам, именно этот аппарат имитирует работу GPS на частоте L1 (открытый для использования сигнал для GPS, передаваемый спутником - прим. «Ленты.ру» ).

«Что касается частот L2 и L5 (на три децибела мощнее гражданского сигнала, может использоваться в критических ситуациях, связанных с угрозой для жизни - прим. «Ленты.ру» ), то формально они считаются военными системами. По большому счету, обывателями используется L1, и именно на этой волне производится спуффинг. На L5, насколько я могу судить, даже никаких шумов нет. Скорее всего, в Кремле применяется уже готовая аппаратура, а готовой аппаратуре в качестве координат разработчиками указываются аэропорты, которые давно известны. Это одна из версий», - говорит Бакунов.

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Вторая версия связана с тем, что аэропорт - это территория, над которой не летают дроны. И запрещено это не только на законодательном уровне. «Список координат аэропортов встроен во все без исключения серийно производящиеся квадрокоптеры. То есть, если вы попробуете запустить дрон в любом аэропорту мира, вам это не удастся - этим правилам следуют все производители беспилотников», - объясняет блогер.

Возможно, аппарат используется Кремлем для защиты от гражданских дронов. «Думаю, что причина здесь какая-то невинная, - считает Бакунов. - Это точно не защита от чего-то военного. Потому что военный GPS работает совершенно по-другому: на других частотах, и его, судя по всему, подделывать никто не собирается. Чисто гражданская история».

Кто виноват и что делать?

Как отмечает Бакунов, чтобы обмануть GPS на частоте L1, следует имитировать работу спутника, выдавая время и его положение в пространстве. Более того, сегодня даже есть готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. «Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - National Instruments . Их решение, на мой взгляд, самое целостное, - говорит Bobuk. - У них есть готовый комплекс, я его видел. Если порыться, можно найти у них на сайте. Довольно крупный. И он точно умеет подменять координаты. В России всего две-три компании занимаются подобными приборами».

«Пятно зашумления» простирается от Солянки до храма Христа Спасителя и от Охотного Ряда до Овчинниковской набережной.

По мнению блогера, в момент его расследования устройство находилось за стенами Кремля. Bobuk показал примерное место на карте. Однако, как выяснилось позже, аппарат, вероятно, установлен на машину и передвигается не только по территории Кремля. «У меня была точно такая же история, один в один, на Садовом кольце, в районе парка культуры (не метро, а именно парка). И я подумал, что, если сделать один такой автомобиль, то ничего не мешает сделать и десять. Они на самом деле недорогие: блоки от National Instruments стоят в районе 150 тысяч долларов. Это очень небольшая сумма для государства», - говорит Бокунов.

Сбои в работе GPS отмечаются не только в других районах Москвы, но и в других городах. «После того как я опубликовал тематическую заметку на Telergram-канале , мне посыпались сообщения, что такое происходило у метро «Динамо», и даже в Уфе тоже всех перебрасывало в аэропорт», - отмечает Bobuk.

На вопрос «Ленты.ру», что же делать, чтобы не страдать от проблем с навигацией и качества прогнозов пробок, блогер отвечает: «На Android можно отключить геолокацию, то есть непосредственно GPS. Тогда смартфон будет прокладывать маршрут с помощью сотовых вышек, Wi-Fi и прочего. Точность, конечно, не такая, как GPS, но выбирать не приходится. Для iOS такого способа я не нашел, потому что в Apple никто на такую ситуацию не рассчитывал».

Судя по всему, полностью избавиться от спуфинга GPS (подмена сигнала) не получится. Ведь в России беспилотники официально запрещены только в воздушных зонах аэропортов. А скажем, в США, в Калифорнии и Неваде, дронам запрещено летать над аэропортами, военными объектами и национальными парками (примерно над третью территорий обоих штатов). Как пояснил Бакунов, чтобы ознакомиться со списком подобных территорий, следует открыть карту No fly zone .

«Наверное, нам тоже можно было бы договориться, чтобы очертить зону Кремля, зону генштаба, зону еще чего-нибудь. Но если эта зона будет передвижной, то договориться - не вариант. Просто представьте себе, что требуется защита для кортежа, например. И что делать с беспилотниками? Запретить по всей Москве?» - резюмирует он.

Похожие статьи