Правовое регулирование информационного рынка в россии. Международные и государственные законы по правовому регулированию на информационном рынке

18.04.2019

Производство услуг, информационных и программных продуктов приводит в движение огромные финансовые потоки, создает массу рабочих мест и способствует прогрессу во всех областях деятельности, не вызывая проблем в экологии, энергетике и других сферах. Компьютерная программа фактически идеальна – можно считать, что в ней нет ничего материального, только одна ее стоимость. Изготовление пандусов на сайте pandus.su . Надёжные пандусы для колясок!

Информационные ресурсы представляют собой сосредоточенный в компактной форме накопленный потенциал фирмы и имеют соответствующую стоимость. Эти ценности обязательно кому-то принадлежат или, по крайней мере, должны принадлежать. В противном случае они будут использоваться произвольно или неправомерно, по существу расхищаться, как всякие другие ценности в подобных условиях.

Производство машинной информации имеет массовый характер, представляет собой настоящую индустрию и нуждается в серьезном правовом обеспечении. В связи с этим всем субъектам этого процесса необходимо иметь четко определенные права и обязательства по отношению как к самой информации, так и к другим субъектам и их правам.

В зарубежных странах уже достаточно давно возникла специальная область права – компьютерное право. Постепенно компьютерное право приобрело характер более широкой области – информационного права. Во всех передовых по этому профилю странах существуют правительственные программы развития норм права и определенная политика в сфере защиты национальных информационных ресурсов.

Законодательство Российской Федерации по вопросам информатики и информационных ресурсов также отражает постепенное формирование адекватной правовой базы регулирования отношений в сфере информатизации. Принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

- "Об информации, информатизации и защите информации";

- "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных";

- "О правовой охране топологий интегральных схем".

Базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов, является закон "Об информации, информатизации и защите информации". В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

Как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

Как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Заключение

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Управление записями и НСИ

Основные тенденции международного управления документами

Stephens, David O
21 июля 2009 г. 16:38 Stephens, David O

Дэвид О . Стефенс (Stephens, David O )

Международное управление документами зародилось в 90-х годах XX века и за прошедшие годы постепенно превратилось из концепции в общемировую действительность. Несмотря на то, что первые попытки (имеется в виду деятельность Международного совета по управлению документацией ) предпринимались еще в 70-80-х годах, действенного эффекта в глобальном масштабе они не возымели.

Когда в конце 80-х автор впервые заинтересовался вопросами международного управления документами, качественной литературы по этой теме практически не было. Тем, кто хотел разобраться в принципах делопроизводства и учета для развития различных профессиональных инициатив в своей стране или за рубежом, по сути, некуда было обратиться. Однако за последние 10 лет в международном управлении документами произошла настоящая революция.

Пытаясь пролить свет на самые значимые изменения, произошедшие в мировой практике работы с документами и информацией за прошедшее десятилетие, нельзя не упомянуть те идеи, которые коренным образом изменили подходы к управлению документами и по-прежнему оказывают на них заметное влияние. Некоторые из этих тенденций отражают глубинные причины произошедших изменений, другие - в большей степени отражают последствия этих причин. Ниже приводится краткое (в связи с ограниченностью объема) описание этих тенденций.

Торжество демократии и свободного предпринимательства

В статье «На пути к глобальной теории управления документами» , автор пытается ответить на два вопроса: 1) Почему в одних странах управление документами есть, а в других его нет?; 2) Почему в одних странах оно получает широкое распространение и активно применяется, а в других - нет? В начале 90-х эти вопросы оказались особенно актуальны в связи с крахом плановой, жестко контролируемой государством коммунистической экономики. Последующее десятилетие стало периодом торжества демократии и свободного предпринимательства.

В более ранней статье развивается гипотеза, согласно которой единственными факторами, определяющими успешное развитие управления документами, являются мощное демократическое правительство и жизнеспособная рыночная экономика страны. Автор исходит из того, что свободное правительство, по сути, основано на открытом обмене идеями и информацией. Более того, система свободной рыночной экономики является мощнейшим стимулом для применения технологий управления, направленных на повышение эффективности, в том числе технологий управления документами.

События последних 10-15 лет только подтверждают правомерность вышесказанного. Это – первая, главная тенденция, глубинная причина всех последующих.

Глобализация бизнеса

Вторая важная тенденция в области международного управления документами, проявившаяся в 90-х годах, – это стремительное развитие международного бизнеса. Толчком к развитию послужило принятие соглашений о свободной торговле в Европе (EC 1992), Северной Америке (NAFTA ) и по всему миру (GATT ), усиливших экономическую интеграцию; возникновение новых рыночно-ориентированных экономических систем в Восточной Европе, России и ряде стран Азии и Латинской Америки; а также бурное развитие Интернета и других глобальных информационных технологий.

Значение развития бизнеса в контексте международного управления документами заключается в создании благоприятного климата для появления новых решений в области управления информацией – решений, рассчитанных на общемировое использование. Не будь этого фактора, развитие сферы международного управления документами в последнее десятилетие пошло бы совершенно по другому сценарию.

Европейский Союз

В 15 государствах-членах Европейского Союза, за исключением Великобритании, управление документами не рассматривается как самостоятельная область знаний; по крайней мере, она не настолько сформирована и распространена как в Северной Америке. В большинстве стран ЕС управление документами понимается как подраздел других специализированных дисциплин (например, архивного дела и информационных технологий) и не выделяется в самостоятельную прикладную дисциплину. Тем не менее, Европейский Союз внес значимый вклад в развитие международной системы управления документами, что также претендует на включение в список основных тенденций. Суть вклада в следующем:

● В 1996 году Европейской Комиссией, состоящей из государств-членов ЕС, был организован DLM Forum, посвященный вопросам электронного документа. Главная цель форума – «разностороннее сотрудничество стран Европы, направленное на сбор информации, выработку общих рекомендаций и распространение этих сведений с целью обеспечения поддержки при решении вопросов, возникающих в процессе работы с электронными документами». Форум является наиболее значимой европейской инициативой в области управления электронными документами и имеет общемировое значение.

● В 1998 году Европейский Союз издал распоряжение о защите информации, в котором рассматриваются вопросы неприкосновенности частной жизни и конфиденциальности персональных данных. В распоряжении четко сформулированы требования к хранению, использованию и распространению такого рода информации, в том числе к ее передаче в страны, не входящие в состав ЕС. Данное распоряжение оказало существенное влияние на развитие управления документами в Европе, и сегодня Европейский Союз побуждает другие страны, в том числе США, принять аналогичные меры по защите информации.

● За последние 10 лет Европейский Союз выпустил десятки других директив, регламентирующих различные аспекты делопроизводства, включая хранение документов. Эти документы представляют интерес для любой международной компании с крупной долей бизнеса в зоне ЕС.

Глобализация принципов соответствия правовым нормам и снижения риска судебных разбирательств

Соответствие правовым нормам и снижение риска судебных разбирательств – два наиболее значимых фактора, определяющих развитие управления документами в Соединенных Штатах. США являются мировым лидером в сфере правового регулирования вопросов хранения документов и других требований в области делопроизводства. В общей сложности, окружными судебными органами издано, по разным оценкам, от 10 до 20 тысяч таких требований. Сложившаяся ситуация не дает ясного представления о том, как именно следует управлять документами, а обеспечение соответствия правовым нормам становится проблемой контролируемых организаций. С другой стороны, США - мировой лидер по количеству судебных споров между компаниями, что послужило мощным стимулом для внедрения в организациях различных систем управления документами, призванных снизить риск судебных разбирательств по причине некорректного обращения с документами.

В результате обоих факторов у американских корпораций возникла острая потребность в профессиональном подходе к управлению документами. До недавнего времени считалось, что эти вопросы касаются по большей части исключительно США, однако теперь взгляды изменились. Сегодня практически в каждой международной компании имеются специалисты по управлению документами, занятые разработкой и реализацией мер, направленных на обеспечение соответствия международным правовым нормам и/или снижение риска судебных разбирательств. В-основном, эти меры реализуются в виде международных проектов хранения документов. Десять лет назад подобное явление было редкостью, сейчас же оно получило широкое распространение.

Развитие глобальной электронной коммерции

В 1996 году Комиссия ООН по праву международной торговли (UNCITRAL) разработала первый в мире глобальный законодательный образец, определяющий правовые стандарты делопроизводства в условиях современной цифровой реальности. В различных формах этот типовой закон был принят правительствами многих стран по всему миру, включая США.

Одной из главных целей закона стало устранение существующих законодательных барьеров, сдерживающих внедрение новых электронных технологий делопроизводства. Так, например, согласно законам многих стран, для обеспечения юридической силы деловых операций оригиналы документов обязательно должны содержать «аутентичные подписи». Типовой закон ООН призван преодолеть эти препятствия, признав юридическую силу электронных документов, обладающих необходимой целостностью и степенью доверия. Это значит, что документы должны быть доступны, читабельны, достоверны и точны и должны храниться в течение предписанного периода времени.

С точки зрения основных тенденций, этот типовой закон и многочисленные национальные законы, принятые вслед за ним, повысили потребность в профессиональных знаниях в области управления документами. Чтобы оставаться конкурентоспособными в условиях глобальной экономики, международные компании должны форсировать переход от бумажного делопроизводства к электронному, а это невозможно без высококвалифицированного подхода к управлению документами.

Интернет как главная глобальная информационная площадка

Выражение «Интернет меняет всё» давно уже превратилось в клише, но не потеряло своей актуальности. Глобальный по своей сути, Интернет имеет огромное значение для управления информацией в мировом масштабе. Он не только полностью «переписал» руководства по компьютеризации предприятий, но и стал главной общемировой площадкой для сбора и обмена информацией практически всех видов. Интернет позволил реализовать многие проекты в области международного управления документами, которые без него были бы неосуществимы. Он дает возможность оперативного выхода в глобальное пространство и доступа даже к самым мелким организациям. Без электронной почты и Сети, без открытого доступа к источникам права, без выстроенных на базе Интернет-технологий решений, многие проекты просто невозможно было бы воплотить в реальность.

Эволюция бизнес-решений и технологических решений общемирового значения

Возможно, не такая яркая тенденция, однако бесспорно заслуживающая внимания. Большинство поставщиков решений в области управления документами ориентированы на местный, региональный или национальный рынок. Однако отсутствие поставщиков мирового масштаба вынуждает международные компании решать вопросы управления документами с помощью местных или региональных вендоров. При этом истинный мировой масштаб предполагает ведение бизнеса, как минимум, в Европе, Америке, Азии и Южно-Тихоокеанском регионе, а также на Ближнем Востоке и в отдельных частях Африки. Очень немногие игроки рынка решений для управления документами имеют настолько развитый бизнес. Вероятно, в наибольшей степени к поистине глобальным масштабам приблизились в начале 90-х японские компании, занятые производством микропленки и графической обработкой документов (Canon и Minolta).

В последнее десятилетие эволюция поставщиков глобальных решений была медленной, но заметной. В начале 90-х австралийская фирма Brambles (позже переименованная в Recall) стала стремительно расширять границы своего бизнеса в секторе хранения коммерческой документации. Спустя несколько лет американская компания Iron Mountain также активно вступила в конкурентную борьбу. Что касается области программного обеспечения для управления документами, больше всего клиентов среди международных компаний, пожалуй, у австралийской Tower Software.

Как уже было сказано, Интернет-технологии меняют всё, в том числе делают возможным обслуживание глобальных рынков. Вот почему мы включаем эту тенденцию в список основных, даже несмотря на то, что многое всё еще предстоит сделать.

Расширение глобальных задач международных профессиональных сообществ

Заметная тенденция последних 10 лет, характеризующаяся значительным прогрессом. Если говорить в целом, все крупные профессиональные сообщества, представляющие интересы в области управления документами, либо стартовали крупные международные проекты, либо развивали текущие. Несколько примеров:

● AIIM International. В начале 90-х международная деятельность этой американской ассоциации заключалась главным образом в установлении связей с сообществом, которое в то время называлось Международный Конгресс Микрографики . С тех пор международное присутствие AIIM значительно расширилось. Ассоциация открыла зарубежные представительства и благодаря сотрудничеству с ISO (Международная организация по стандартизации) играет важную роль в развитии международных стандартов в области обработки микропленок и образов электронных документов.

● ARMA International. В конце 80-х сфера международного влияния этой американской ассоциации (www.arma.org) стала стремительно расширяться. Дополнительно к имеющимся филиалам в Канаде и Пуэрто-Рико, были открыты представительства в Японии и Новой Зеландии. Самыми заметными достижениями ассоциации в 90-е годы стали открытие представительства на Ямайке и подписание соглашения с двумя другими крупными игроками в области международного управления документами: Международным советом архивов и Международным советом по управлению документами. Наконец, ARMA International участвовала в разработке ISO 15489 – первого в мире международного стандарта в области управления документами (ниже он будет рассмотрен более подробно).

● Международный совет архивов (ICA). В отличие от AIIM и ARMA International, деятельность которых изначально ограничивалась пределами одной страны, эта организация с головным офисом в Париже с момента основания имела глобальный размах. Несмотря на то, что совет главным образом представляет интересы архивов - т.е. специализируется на вопросах хранения документов, представляющих ценность в долгосрочном периоде, - его роль в области международного управления документами также заметна. Посредством входящего в его состав Комитета по вопросам электронных и других текущих документов (CECR), ICA разрабатывает руководства и передовые методики управления документами. Особенно стремительно это направление развивалось в 90-е годы.

● Международный совет по управлению документами . Деятельность этой организации , как и деятельность ICA, изначально - с момента основания в 1989 - имела глобальный характер. Основная миссия совета – финансирование проектов в области управления документами в развивающихся странах по всему миру.

Информация предоставлена ProQuest Information and Learning Company. Все права защищены .

«Документ Word» - Сохраняете документ: Сохранение документа: Создаёте свою папку: Окно открытия документа: Сохранение документа: Файл?Сохранить (Сохранить как…) или кнопка панели инструментов: Окно сохранения: Создание нового документа: Файл?Создать или кнопка панели инструментов: Задание: Запуск Word: Пуск?Программы?Word, или с рабочего стола:

«Документ HTML» - Методика использования. Использование атрибута align: - Язык разметки гипертекста. . Язык разметки гипертекста. Элементы могут вкладываться один в другой подобно матрешкам. 1989. История. Атрибут. Все атрибуты записываются внутри стартового тега. Запись конечного тега в общем виде: Терминология.

«Документ Microsoft Word» - Назовите основные элементы интерфейса программы. Режим веб-документа. Предназначен для формирования web-страниц Режим разметки страницы. Технология обработки текстовой информации. Текстовый процессор Microsoft Word. Режим структуры. Режимы просмотра документов. Сохранение документа. Открытие документа.

«Создание текстового документа» - Строка заголовка. Текстовый документ состоит из разделов, подразделов, абзацев, строк, слов, символов. Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. Технология подготовки документа. На протяжении тысячелетий люди записывают информацию. Подраздел. Строка меню. Обработка текстовой информации.

«Юридическое лицо» - Уставный фонд. Юридическое лицо становится собственником имущества. Классификация юридических лиц по целям осуществления деятельности. Участники – государственные и муниципальные органы. Признаки юридического лица: Смета. 3. Экономические субъекты – юридические лица. Виды: - Полное товарищество - Товарищество на вере (коммандитное).

«Текстовый документ» - Правила оформления примечаний. А2 и А1. Правила оформления текстовой части. Правила оформления формул и иллюстраций. 3.4.2 Иллюстрации следует нумеро- вать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Правила оформления списка литературы. Текстовые документы. Пример Реквизит*. Страницы текстового документа нумеруются арабскими цифрами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и характерные черты информационного ресурса и рынка, сравнение с рынком товаров и услуг; его структура, программная часть. Современное состояние информационного рынка в России и в странах Европы. Правовое регулирование, проблемы и перспективы.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Характеристика основных секторов рынка информационных услуг. Участники информационного рынка: сектор деловой информации, информации для специалистов, массовой и потребительской информации. Правовое регулирование на рынке информационных услуг.

    реферат , добавлен 01.12.2007

    Понятие и структура рынка информационных продуктов и услуг. Развитие информационного рынка в России на примере ИТ-услуг. Приобретение ИТ-услуг: от дискретного к аутсорсингу. Значение информационных услуг для внешнеэкономической деятельности России.

    реферат , добавлен 14.06.2010

    Основные предпосылки появления и динамики развития информационного общества в мире и на территории Российской Федерации. История развития сетевых технологий. География информационного общества, его текущие проблемы. Перечень перспективных технологий.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2015

    Структура современного информационного рынка. Секторы деловой, профессиональной, юридической и массовой потребительской информации. рынок Интернет-услуг в России. Финансовые результаты Самарских IT-компаний. Ценность информационной сети и ее ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 29.10.2009

    Теоретические аспекты информационного общества: сущность, основные свойства; закономерности его формирования и развития в России, критерии перехода. Информационный потенциал, личность и проблемы общества: "цифровое неравенство"; правовое регулирование.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Понятие информационного общества, которое занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, ее высшей формы – знаний. Характерные черты данной стадии развития общества и экономики. Основные достоинства информационного общества.

    Понятие интеллектуальной собственности.

    Само понятие «интеллектуальная собственность» впервые введено в 1967г. Конвенцией, утверждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). В России впервые понятие «интеллектуальная собственность» закреплено в ГК РФ, принятом в 1994г.

    Смысл интеллектуальной собственности состоит в том, что лица, обладающие исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец вправе использовать его по своему усмотрению. В частности, обладатель патента имеет право запретить другим лицам использование изобретения, которое выдан патент, без своего разрешения.

    Традиционно все объекты интеллектуальной собственности разделяют на две категории:

    Промышленная собственность (наиболее распространенными объектами пром.собсенност. является полезные модели, промышленные образцы, изобретения),

    Объекты интеллектуал. собст. Считаются изобретениями, если они представляют собой устройство, способ, вещество и др. к устройствам как объектам изобретений относиться – машины, приборы, механизмы, инструменты, оборудование и т.д.

    Полезными моделями являются новые и промышленно применяемые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средства производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезная модель, так же как изобретения и другие объекты интел.собст-ти, должны быть результатом самостоятельного изобретательского творчества, обладать новизной и промышленной применяемостью.

    Промышленным образцом явл-ся художественно – конструктивное решение изделия, определяющее его внешний вид. Однако, если изобретение явл-ся техническим решением задачи, то промышленным образцом признается решение внешнего вида изделия, явл-ся решением задачи, содержащее указание конкретных средств и путей реализации творческого замысла дизайнера.

    К промышленной соб-ти так же относят товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименование мест происхождения товаров.

    В процессе определения набора прав инт.собст-ти можно выделить лишь те, котрые обладают след-ми сво-ми:

    Исключительность, т.е. невозможность стать общедоступными;

    Отчуждаемость, т.е. возможность передачи от одного лица к другому на сонове договора;

    Универсальность, т.е. способность обмениваться на любые рыночные товары.

    Вопросы правового регулирования авторских и смежных прав нашли отражение в Конституции Российской Федерации, Гражданском Кодексе. Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г., а также в других правовых актах, в том числе, касающихся отдельных видов информационных продуктов и услуг. Следует отметить, что российский закон об авторском праве подготавливался с учетом европейского модельного закона в данной области.



    Особенности баз данных как объектов авторских прав в сочетании с их ведущей ролью в составе информационных ресурсов современного общества привели к тому, что вопросы авторских прав в связи с базами данных уточняются и развиваются Законом Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 9 сентября 1992 г.

    По российскому законодательству на базы данных авторское право распространяется в полном объеме. При этом не имеет значения, считается ли база данных выпущенной или не вылущенной в свет и каково их качество. Правовая охрана распространяется и на базы, представляющие собой результат творческого труда по подбору и организации данных.

    Права всех, кроме автора, участников процесса создания (генерации) базы данных, выполняющих технологические и вспомогательные функции, права пользователей и покупателей базы данных и информационных продуктов и услуг, подготовленных на ее основе, определяются на основе договорных отношений. В свою очередь, договорное право регулируется Гражданским Кодексом. После принятия закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных была организована добровольная регистрация баз и договоров на их передачу в Российском агентстве по правовой охране программ и баз данных (РосАПО).

    В сочетании с низкой доходностью российского информационного рынка это не стимулирует авторов и создателей баз данных фиксировать свои права через РосАПО. Следует отметить, что факт вступления в регистрационные отношения с этим центром не связан с распространением режима правовой защиты на базы данных, так как это противоречило бы Федеральному Закону от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах".

    В России при подготовке баз данных часто используются другие базы данных, различные справочники и т. п. При решении вопроса о возможности формирования баз данных на основе информационных массивов, полученных от других центров-генераторов и информационно-коммуникационных сетей, центры-генераторы имеют в виду следующие обстоятельства:

    В России и СНГ информационная культура и законодательство в области защиты баз данных как интеллектуальной собственности развиты так низко, несмотря на принятое законодательство в данной области, что информационные организации часто распоряжаются чужими базами данных как своими собственными, не заботясь о правах и законных экономических интересах их генераторов,

    Западные центры-генераторы и центры обработки баз данных, как правило, устанавливают в своих договорах ограничения на использование их информационных продуктов, по жесткости далеко превосходящие пределы, разрешенные законодательством, а также превышающие обычно принятую практику работы в информационной области. Изучение контрактов и договоров, предлагаемых своим пользователям зарубежными центрами, наводит на мысль, что использование информации из баз данных для подготовки новых информационных продуктов и услуг вообще невозможно за исключением выполнения конкретных запросов для конкретных потребителей.

    На Западе в последние 2-3 года в этих вопросах удалось достичь некоторой ясности. В сентябре 1991 г. Федеральный апелляционный суд США установил, что повторное использование справочной информации типа "желтых страниц" (справочной адресной информации по предприятиям и организациям) не является нарушением авторских прав. В решении суда установлено, что "желтые страницы" не могут быть объектом авторского права, и защищаться может и должна только форма организации и представления материала, например, предметные и тематические рубрики и их формулировки и расположение. Кроме того, составитель нового справочника имеет право не проводить повторного исследования объектов справочной информации в отношении данных, содержавшихся в прежнем справочнике, так как исследование объектов для получения справочной информации не может рассматриваться как творческая деятельность, дающая в результате продукт интеллектуального труда.

    В начале 1991 г. аналогичное решение было принято Верховным судом США в отношении справочной информации типа "белых страниц" (справочная информация, изданная и представленная в том виде, как это предложено самими объектами описания), которые вообще не защищаются авторским правом.

    В России можно ожидать аналогичных решений, так как базы данных, пользующиеся правовой охраной как сборники, законом рассматриваются как результат творческого труда по подбору и организации данных, а не в соответствии с концепцией "затраченных усилий", которая как раз и потерпела поражение в США.

    Российский закон о базах данных не вполне четко регулирует данный круг вопросов. В отношении авторских прав на справочную информацию. вне зависимости от ее формы, печатной или машиночитаемой, можно применить подход фирмы "Gale Research Inc.". которая в своем справочнике баз данных указывает, что данный справочник является творческой работой, защищаемой всеми применимыми для защиты законами, включая законы о неправомерном использовании, коммерческой тайне, нечестной конкуренции. "Gale" подчеркивает, что авторы и редакторы справочника добавили стоимость к фактическому материалу, представленному в нем, путем собственного и оригинального отбора информации, координации материала, выражения, организации и классификации информации.

    Приоритетное значение имеет четкое закрепление в законе (или законах) права граждан на свободный и равный доступ к любой информации созданной или накопленной за счет средств государственного бюджета, т е. денег налогоплательщиков. Это относится в равной мере как к информации правовой (о действующих законах и подзаконных актах), научно-технической (включая информацию о результатах НИР, ОКР и работ по совершенствованию производства, выполненных за счет государственного финансирования или дотаций из госбюджета), так и к информации статистической, отражающей реальные процессы социально-экономического и культурного развития. При этом ограничения на доступ к информации могут основываться только на прямых указаниях в законе, но не на подзаконных актах.

    К числу задач законотворчества, которые должны быть учтены в названной выше общей программе, относится также приведение правовой базы информационной деятельности в соответствие:

    Реальностям, обусловленным переходом экономики России на рыночные основы.

    Обязательствам, вытекающим из участия России в международных конвенциях и соглашениях (в частности, об охране интеллектуальной и промышленной собственности).

    В процессе создания общей программы должна быть выявлена взаимосвязь между конкретными правовыми актами, как уже действующими. так и подлежащими разработке. Так, при подготовке закона, регулирующего информационную деятельность в области науки и техники, должны быть всемерно учтены уже действующие законы РФ "О средствах массовой информации". "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Патентный закон РФ". Вопрос же о льготных условиях доступа к соответствующей информации при решении задач в области образования и культуры, здравоохранения, сельского хозяйства может с равным успехом найти свое решение как в специальных законодательных актах, так и в законе о Государственной системе научной и технической информации (ГСНТИ) РФ. Аналогичным образом информационная деятельность научных, научно-технических и специальных библиотек может быть регламентирована как в законе "О библиотечном деле", так и в законе о ГСНТИ РФ. Решающим критерием, на наш взгляд, является продвинутость в разработке того или иного законопроекта. Если в нем не удается четко регламентировать "пограничные" проблемы, то во всяком случае его принятие не должно создавать препятствий для нахождения обоснованных решений по этим проблемам в последующих законах. Необходимой предпосылкой для этого является разработка общей программы.

    Следующий круг задач связан с законодательным регулированием трансграничных потоков информации (в том числе в электронной форме), обеспечивающим эффективное включение России во всемирные экономические и научно-технические связи с учетом взаимных интересов к специфики взаимодействия:

    Со странами СНГ.

    С развитыми странами и странами Восточной Европы.

    С остальным миром.

    Здесь должна быть. в частности, обеспечена "открытость" российских информационных систем в смысле возможности обмена информацией с зарубежными партнерами на основе использования соответствующих международных стандартов. В России в настоящее время не существует практически никаких ограничений правового характера на передачу открытой информации из России в любой форме и на любом носителе. Отработаны и соответствующие механизмы таможенного оформления. Фактически также нет и правовых проблем доступа из России к зарубежной информации.

    Более того, открытый Западом со второй половины 80 свободный и фактически бесплатный доступ в Internet для советских ученых и специалистов оказал положительное влияние на открытие для широкого пользователя российских ведомственных информационных сетей и систем, содействовал формированию в обществе модели открытого и свободного обмена любой информацией как основы национальной информационной инфраструктуры. С другой стороны, проблемы трансграничных потоков информации, будоражившие мировую общественность с середины 70-х до середины 80-х годов, пока еще не осознаны. Они неминуемо возникнут в связи с ростом объемов информационного обмена.

    Негативное влияние на развитие международного обмена информацией имеют постоянные попытки ужесточения таможенного законодательства и правил валютного регулирования и контроля. Понятно, что даже при самых высоких темпах развития международного сотрудничества в области информации, его доля в общем внешнеторговом обороте страны вряд ли превысит несколько процентов, однако таможенный и валютный контроль применяется к ним почти также жестко, как к экспортерам сырья или импортерам продовольствия.

    Важной практической правовой проблемой для нарождающихся коммерческих и прежних некоммерческих служб в развитии рыночных отношений в информационной деятельности стали постоянные изменения законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность и, прежде всего, налогового. Ясно, что информационная деятельность в России уже не может дольше оставаться в состоянии свободного падения и изоляции. Имея в виду, что страна такого уровня просто не может развиваться без национальной информационной инфраструктуры, уже в ближайшее время необходимо начать разработку разумной программы модернизации российской информационной инфраструктуры или хотя бы элементов такой программы. При этом важно будет выйти за рамки уже привычных схем развития информационной деятельности и информатизации, так как только новые подходы смогут дать что-то, соответствующее новым реалиям.

    В зарубежных, а часто и в российских публикациях проблемы обеспечения общества и экономики информацией и информационными услугами трактуются слишком примитивно. С одной стороны, кажущаяся легкость замещения услуг и продуктов собственного производства импортными создает видимость естественного, рыночного решения проблемы информационного обеспечения. Пусть мол отечественная информационная инфраструктура сократится в меру се неэффективности и низкой конкурентоспособности Тогда значительные бюджетные средства, направляемые на поддержку информационной деятельности, можно будет передать на другие, более приоритетные направления.

    Понятно, что результаты первоначальной библиографической обработки и сами первоисточники должны быть доступны всему обществу в современной форме, по крайней мере, в машиночитаемом виде. в том числе и государственным и коммерческим информационным службам, работающим на конечного потребителя. При этом не требуется децентрализации подготовки рефератов в отдельных областях, которые государство и общество в состоянии поддерживать. Инфраструктура и опыт существующих центров, таких как ВИНИТИ. ИНИОН, могут использоваться при финансировании их в рамках специальных целевых программ или контрактов с коммерческими организациями. Примеры такого сотрудничества у ВИНИТИ уже есть в отношении электронных реферативных журналов.

    Государство должно бы следить за тем, чтобы все программы помощи России по линии международного сообщества обязательно включали информационную компоненту, прежде всего, по приобретению первоисточников информации и привлечению российских информационных организаций в качестве соисполнителей этих программ. В связи с этим остановимся на состоянии российского законодательства в области информации, информатизации и информационной безопасности. За период 1991-1995 гг. в указанной области было издано более 500 нормативных правовых актов. Из них 87 полностью относятся к информационной практике, остальные включают отдельные нормы по определенным проблемам. Важным шагом на пути законотворчества в информационной сфере следует считать принятие и ввод в действие с 20 февраля 1995 г. Федерального Закона "Об информации, информатизации и защите информации", который стал базовым в информационном законотворчестве.

    Завершая анализ правовой среды, можно сделать вывод, что в России сегодня она является благоприятной для развития информационной деятельности и рынка информационных продуктов и услуг, а также самого широкого международного сотрудничества в- данной области. Правовые проблемы, которые встречают российские информационные службы, не являются специфическими, и постоянные изменения и ужесточения российского законодательства мешают им не больше, чем другим российским предприятиям и организациям. Сегодня становится все более очевидным. что простых решений проблем российской информационной инфраструктуры и обеспечения страны информацией не существует.

    Тема 7 Безопасность на информационном рынке .

Похожие статьи